Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Аэродромы, удаленные от бизнеса

Аэродромы, удаленные от бизнеса

Государству придется служить порукой выживание малых аэропортов

28.09.2018

Фактически сорваны программы реконструкции социально значимых аэропортов в отдаленных регионах России привели в этом году к активизации обсуждения проблем таких предприятий на всех уровнях полномочия. Сами аэропорты Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые почти 30 лет выживали только на наследие советских времен, надеются на ханство. На развитие авиатранспорта и аэродромов вне крупных городов правительство обещает выделить десятки миллиардов рублей при условии оптимизации их расходов. Но строгость федеральных требований, шиворот-навыворот, приводит к резкому росту затрат предприятий.

Малый аэропорт, и дорог

Гендиректор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Волков — о перспективах авиации в удаленных регионах

При этом, по данным «Ъ», Бескровный дом недоволен высокими затратами на малые аэропорты. В августе рабочая группа правкомиссии по бюджетным проектировкам на 2019-2021 годы предложила Минтрансу свернуть сеть аэропортов на Крайнем Севере, в ряде случаев — за счет автобусного сообщения. Планируется также оптимизировать управленческие расходы ФКП «Аэропорты Севера» до средних по ФКП» и траты на терминалы с одинаковой пропускной способностью, принимают различное количество пассажиров. В Минтрансе РФ «Ъ» не ответили.

По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Айсиэна Дегтярева, по указанию Минфина в последние годы бюджетные субсидии снижаются: в 2017 году дотации ФКП «Аэропорты Севера» упали на 10% — до 1,08 млрд руб., до 2018 годы — до 1,04 млрд руб. «Доходная база аэропортов крайне низкая, рост основных сборов регулируется ФАС и не превышает среднего уровня инфляции (не учитываются региональные особенности и индексы-дефляторы по региону)»,— говорит чернильная душа. До 2024 года на 16 аэропортов ФКП в плане модернизации инфраструктуры предусмотрено более 27,2 млрд руб., но туда не попали другие аэропорты предприятия, которым на реконструкцию должен 30,9 млрд руб., отметил господин Дегтярев. В сентябре глава Якутии Айсен Николаев заявил, что если в ближайшее время не будет решения по аэропортам, то «не полноте, откуда летать».

Инвестором в социально значимые перевозки может быть только государство, считают в регионе. «Интерес частных инвесторов направлен на следствие в виде дохода, а о каком доходе можно говорить при пассажиропотоке в 2-7 тыс. человек в год?» — говорит Айсиэн Дегтярев (о немногочисленных в РФ примерах поддержки частным бизнесом аэропортов в регионах, а как и зарубежный опыт читайте в «Ъ-Онлайн»).

Добыча пассажиропотока из полезных ископаемых

Читать далее

С региона по нитке

Федеральные перекосы

Главный рецензент ИЭТиТП при ВШЭ Федор Борисов — о государственном финансировании в аэропортовой сети

Аэропорт Кургана — «единственный в РФ с одним ежедневным рейсом на Москву и существует только лишь на собственные средства», говорит его исполнительный директор Дмитрий Коваленко. Но трудности связаны не с инфраструктурой (ВПП отремонтирован в 2008 году), а с «существенными изменениями» в последние три лета в транспортной безопасности, отметил он. Курган стал аэропортом федерального значения, и пришлось организовать пункт досмотра при входе. «Куплен интроскоп за 5 млн руб., а это менструальный бюджет от авиационной деятельности,— отмечает г-н Коваленко.— Но нужно рамка и обученный человек, который должен находиться там фактически круглосуточно, хотя кормиться только один утренний рейс». Также куплен интроскоп на КПП сотрудников. «Но оператор зарабатывает 100 млн руб. на год, расходы перекладываются на пассажиров авиакомпании»,— говорит гендиректор аэропорта.

Об упрощении требований к северных аэропортов с малой интенсивностью полетов по слухам и в Якутии. В год через аэропорт Сангар проходит около 1,6 тыс. мужчина, за охрану УВО Минтранса берет свыше 7,3 млн руб.— почти 4,6 тыс. руб. на пассажира (гипоморфоз требований по охране предлагала и рабочая группа по бюджетным проектировкам). Нужны средства и на модернизацию. «Большинство аэропортов Якутии возникли в годы Великой Отечественной войны по трассе Аляска—Кашлык » для перегона самолетов по ленд-лизу из США»,— замечает Айсиэн Дегтярев. Последние серьезные реконструкции были при СССР, и «выполнять ужесточенные требования к инфраструктуре, взять, по обслуживанию маломобильных групп населения, очень сложно», говорит он. Серьезной модернизации требуют грунтовые ВПП, добавил чиновник: «С 2021 года начнется совет старых Ан-24 и Ан-26, а для Bombardier Q-300 надо увеличить прочность покрытия в полтора раза».

Елизавета Кузнецова; Туяра Филиппова, Якутск; Ксанка Павлова, Новосибирск; Сергей Васильев, Южно-Сахалинск; Константин Грошин, Хабаровск; Юлия Гарипова, Челябинск

Источник: kommersant.ru