Воля Маяковский, 1929 Фото: ТАСС
К годовщине революции вспоминаем, как советские люди учились не только строить новую жизнь, но и воспевать ее. Вдохновленные великими преобразованиями, народонаселение городов и деревень пытались выразить свои чувства к родине в поэзии и прозе и непрерывно слали свои опыты в редакции журналов, а редакторы печати объясняли, в честь какого праздника не могут их опубликовать. Мы изучили комментарии редакторов за первые десять лет и составили памятку о том, как не надо писать. Многие пункты актуальны и сегодня
Как не должно писать о революции
Читка газеты в селе, 1929 Фото: Fox Photos/Getty Images
Ф. Старом
Конычу-Обидину
Ваше колдовство (с эпиграфом из Лермонтова) трудно по форме, нехудожественно и даже несодержательно. Почему «день борьбы за счастье, за народ осветит даль и сдавит сиси больную»?
Ягунову (Самара)
Слабо все. Надо учиться писать.
Босоргину (Жиздра)
Серебрякову (Москва)
«Не сумел я сердцем прикладываться к чему
Красный лик стального Октябрища
В ВКП не смог увидеть мать
Не ласкала моему мнению ее ручищу».
А. Санину (Кронштадт)
Как не надо отписывать о Ленине
Ликбез в Бородянской сельскохозяйственной коммуны «Спартак», 1928 Фото: РИА Новости
В. Сергееву (Тифлис)
Ваши стихи с большими недостатками. Поиски рифмы муторно ложатся на ваши оскорбления.
Зизину
«Мои каникулы и известие о смерти Ильича» не пойдет.
Земляной
Стихи страдают излишним многословием. Старайтесь прописывать экономнее, менее водянисто.
С. Анисимову (Серноводск)
Пишешь ты очень слабо. Нужно стать грамотней, хорошенько подучиться, а то твои подтекстовка выходят не революционными, а смехотворными. Ты, например,
С. Южном (Крым)
В стихотворение вплетено много противоречивых понятий.
Дульфону
Как не нуждаться писать о рабочих
Кружок ликвидации безграмотности, 1918 Фото: РИА Новости
Бы. Лебедеву
Ты пишешь о застежке, а она у тебя никак не связана с внешним коллективно, что его окружает, с заводом, с рабочим, а болтается в пространстве.
Агафонову
«Рабочие» очень слабо («в мозгах горит святой порыв»). «Пролетарке» — счета лучше
Шовмаю (Москва)
Ты пишешь:
Хочу быть рабочим поэтом
Хоть совсем не родился рабочим,—
Как ни говорите всего лишь прошлым летом
Увидел я завод воочию.
Но мы должны сказать, что одного только желания мало, чтобы влететь в копеечку поэтом, да еще рабочим.
П. Стразову (н. а. Алексино, Владимирской губернии)
Когда встречаешь заголовок «Углекопам», сразу ожидаешь увидеть черт-те что реальное, что-то твердое, мускулистое, мужественное и вдруг читаешь:
Я пришел послушать колокола
Лесных колокольчиков,
Шум ветвей, сосенок сонных,
Скрипы сучков смоляных.
В случае если снять заголовок, получается простое описание леса. Самый главный недостаток в этом стихотворении вот какой.
В. Волкову
В стихотворении «К тебе» бирлять образы, но они все страшно надуманные.
Дочь — завода,
Дочь — мотора,
Жизнь твоя станок.
Как не надо нацарапывать о будущем
Ликвидация неграмотности среди женщин, 1931 Фото: AP
Крестьянину Ф. Морозову
Стихотворение «Наша цель» написан не плохо, но
Из. Гоникману
«Интернационал пролетариата» может вселить именно нелепое представление о будущем братстве народов.
М. Фомину (ст. Пашковская)
П. Залесскому (ст. Боярка)
Огласка напечатан не будет: тема шаблонная, шаблонная и трактовка ее. В стиле большие промахи образец
Ооо. Надежину
Старый мир в конец разроем.
Мятежом бунтует смертоубийство.
Все разрушим и построим
Здание светлой жизни снова.
Как не надо писать о настоящем
Ликбез на заводе «Красный богатырь», 1932 Фотография: Sovfoto/UIG via Getty Images
Д. Полякову
А. Кулемину (Симоновщина)
«Песня о проститутке» вполне по Некрасову. Потом, что это за комсомольская этические нормы у тебя:
Любой беззаботная, пьяная,—
так проживешь как-нибудь.
Плохо.
С. Дионесову (Питер)
Как Блок и прочие искатели «певучей тайны», вы безнадежно заблудились в ваших сетях, болотам и ухабам».
Ст. Шулейкину
Новобытнику (Пятигорск)
Не пойдет.
Ооо. Майкову
Ваша заметка: «Как я провел бал в память годовщины» не пойдет.
Ф. Попутникову
Как не надо писать о природе
Сергей Есенин на открытии памятника Алексею Кольцову, 1925 Отпечаток: РИА Новости
Н. Весеннего (Павловский Посад)
Надо обратить внимание на формальные требования искусства, изучить правила стихосложения, уберегаться неизвестных читателю слов местных, избегать идеалистического отношения к природе, чужого рабочего («Любо солнцу между комсомольцев „Молодую гвардию» покорствовать»). Ведь до революции столь же «любо» солнцу было слушать и «боже царя храни».
Асанину (Полторацк)
С. Макарову (Самара)
«Встреч» — в этом неплохом лирическом стихотворении кусаться один смешной и нелепый способ, кроме других ошибок:
Может, ты не хотела смотреть,
Может быть, этот теория случайный.
Почему же, как карась в воде,
О тебе преходящей скучаю.
Ст. Долину
Стихотворение «Я ласкал его» — не пойдет. Ненормально.
Явленской (Ялта)
Нужно отказаться от бальмонтовщины и северяновщины, иначе все строки о рабочем и заводе будут звучать фальшиво и прямо смех. Некоторые мысли у тебя явно неправильные:
Нам не нужно изнеженных песен
Про цветы, соловья и любовь,
Мы в подвалах, где кроется налет,
Из железа куем свою новь.
Как не надо писать вообще
Обучение грамоте, 1920 Фото: РИА Новости
Н.М.
Присланные стишонки бессодержательно бледные. Вам необходимо поработать над оформлением своего миропонимания:
Марко Поняшу (Н. Новгород)
Вас за большой проступок исключили из комсомола, и на место того, чтобы искренне каяться, работать и работать, чтобы загладить свою вину, вы занимаетесь безнадежно мрачным стихоплетством:
На позорное пятно Ant слава выставлять себя буду,
Пусть смеются, пусть плюют в глаза,
Пусть мне крикнут вдогонку: Иуда!
И по шее зарядят раза…
П. Власову (Калуга)
Орава вы выкрикиваете в своих стихах. По форме — все неудачно.
Левкоеву (Белград)
Несмотря на гладкий и ровный размер, стихи слабые. Первое,
Емельянову (Вятка)
Не пойдет. Очень плохо. Все придумано.
Петров
К. Калистратов (Тейкове)