Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Шире сеть

Шире сеть

Как технологии многоуровневого маркетинга работают на мошенников в интернете

21.12.2018

Традиционные финансовые пирамиды диджитализируются и переходят в онлайн. Тренд последних лет — сращивание классических подходов сетевого (многоуровневого) маркетинга и самых современных интернет-технологий. Новая индустрия профессионально и цинично обрабатывает население. Причем само население тоже давно не так наивно, как во времена Мавроди. Очень многие отдают себе отчет в том, что вкладываются в пирамиду, но рассчитывают «вовремя соскочить» и получить доход за счет менее удачливых последователей. “Ъ” разобрался в инновационных методах пирамидостроителей.

Как мошенники обещали быстро и недорого вернуть деньги клиентам «Кэшбери»

При этом нести заявления в полицию инвесторы проекта не спешат. В ЦБ потока жалоб от пострадавших также не наблюдается. Единичные заявления фиксирует Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Вероятно, инвесторы «Кэшбери» все еще надеются вернуть средства. Ведь предполагаемый организатор пирамиды — ее лицо и вдохновитель Артур Варданян — обещает в каждом своем новом ролике на Youtube многократно приумножить вложенное в новом проекте. Теперь это будет инновационная криптовалютная платформа GDC, под которую уже заготовлено с десяток свежих британских и европейских регистрационных документов.

В комментариях к завораживающим видеоблогам господина Варданяна преобладают благодарности («Кэшбери — это земной рай! Артур, спасибо вам за этот проект!»), проклятия в адрес СМИ и ЦБ, а также призывы объединиться в трудное для компании время, дружно вложившись в GDC. На сайте свежей пирамиды вывешен счетчик: «До открытия проекта осталось Х дней Х часов Х минут». И несколько сюрреалистических слоганов, среди которых и такой: «Объединение МЛМ и блокчейн-технологии — беспрецедентное событие финансовой эпохи». И здесь господин Варданян не солгал. Классический сетевой маркетинг — Multilevel Marketing (МЛМ) — проник в интернет, мутировал и начал триумфально косить ряды неподготовленных граждан.

Признаки финансовой пирамиды (формулировка ЦБ)

отсутствие лицензии ФКЦБ/ФСФР или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств;
обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень;
гарантирование доходности (что запрещено на рынке ценных бумаг);
массированная реклама в средствах массовой информации, сети интернет с обещанием высокой доходности;
отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации;
выплата денежных средств новым участникам из денежных средств, внесенных другими вкладчиками ранее;
отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов;
нет точного определения деятельности организации.

«Главное, чего хотят люди,— это отношения»

Кроме того, очень важно правильно продавать и привлекать рефералов. «Главное, чего хотят люди,— это отношения»,— отмечает И. М. Сначала нужно познакомиться, потом делается предложение. «И это не разовая акция»,— подчеркивает он. По словам И. М., классический МЛМ плохо работает в интернете, поскольку дистанционно очень трудно выстроить доверие. Дистрибуторы активно работают в соцсетях, но клиентов оттуда появляется немного.

«Лоховоды» и «хайполовы»

Работают они, как правило, сразу на несколько проектов. Так, несколько обнаруженных “Ъ” в Facebook представительниц сообщества вовлекали клиентов одновременно и в «Кэшбери», и в криптопроект PlatinCoin, и в некие инвестфонды «Автомайн» и «Евробит», параллельно распространяя БАДы и даже ивановское постельное белье. Рефоводы не скрывают, что зарабатывают не на инвестициях, а на построении матрицы.

Они прекрасно знают, что имеют дело с пирамидами, и отдают себе отчет, куда зовут своих многочисленных «френдов» из соцсетей.

Чтобы «клиент пошел», необходимо много и постоянно разговаривать с людьми, рекомендуют реферальщицы из матричного проекта Tirus LTD в своем видеоблоге. Нужно писать во все доступные мессенджеры. Искренне интересоваться собеседником. Задавать личные вопросы. «Впаривание, втюхивание» не работают. Не стоит приглашать в матричный бизнес сразу же при первом контакте. Первая встреча существует для того, чтобы назначить вторую и третью. Необходим личный контакт, общение голосом. Пусть даже по Skype. Переписка — как прелюдия к очной встрече. Очень хорошие результаты дает переманивание рефералов из одного проекта в другой. Люди опытные, но неудовлетворенные полученным финансовым результатом — лучшая клиентура.

Привлекать людей в сообщества в соцсетях, которые обещают «научить зарабатывать миллионы за месяц», очень просто, считает руководитель отдела SMM компании «Ситимобил» Владислав Кузьменко. «Гораздо проще, чем в сообщества брендов или тематические группы, даже просто развлекательные. Здесь работают законы, ровно противоположные тем, что существуют в классическом продвижении в интернете»,— указывает он.

Рецепт прост. Берется самый эффективный рекламный формат в конкретной соцсети (чаще всего это пост в ленте). Создаются креативы самого отвратительного качества, в которых обязательно показывается человек, который уже заработал 1 млн руб. «за 24 минуты после того, как подписался на ресурс». Креатив снабжается текстом с большим количеством эмодзи. Далее пост распространяется на широкую аудиторию, особенно выделяя тех, кто подписан на бизнес-паблики с мемами. При этом удерживать людей в таких сообществах достаточно легко: нужно постоянно публиковать выдуманные правила жизни, рассказывать «рабочие» кейсы, иногда — отзывы о том, как замечательно помог продукт (курс, контент в паблике и т. д.).

Словом, три главных правила таких стратегий — обещать золотые горы, делать это плохо и забыть про совесть, резюмирует Владислав Кузьменко.

Другой способ заработка на мошеннических проектах — инвестиции в хайпы. Хайп (HYIP) — аббревиатура от английского High Yield Investment Program. По сути, это те же пирамиды. Чем больше клиентов вложат денег, тем больше заработают организаторы. Инвесторы в хайпы тоже отлично знают, в чем дело. И понимают, что скам — закрытие проекта и исчезновение его админов с деньгами — неизбежен. Их мастерство не в том, чтобы привлечь как можно больше «лохов» в проект, а в том, чтобы вовремя вывести средства с прибылью. Прежде чем вложиться в хайп, они анализируют его и прикидывают, сколько осталось до скама. Не всегда прогнозы сбываются, и серийные «хайполовы» теряют деньги. Однако профессионалы хайп-инвестиций закладывают это в свой бизнес-план. Талантливые хайп-бизнесмены почти никогда не остаются внакладе.

Криптодетектив и депутат на тропе войны

Психолог Андрей Кёниг — о том, кто и как участвует в строительстве финансовых пирамид

Накануне скама «Кэшбери» Владимир Дьяков зафиксировал: в закрытой группе «ВКонтакте», где собирались инвесторы проекта, состояло 186 тыс. участников. «У них была закрытая инструкция, что для участников выше 13-го уровня (одна из ступеней в иерархии пирамиды.—

Ежедневно в интернете возникают все новые пирамиды. Особенно часто — основанные на инвестициях в криптовалюты. «Блокчейн как будто бы создан для построения пирамид. Смарт-контракты очень удобны для реферальных программ,— поясняет господин Дьяков.— Тот, кто сверху, контролирует тех, кто внизу: на каждый поступающий условный электронный рубль, допустим, десять условных электронных копеек падает обратно в его кошелек. Это избавляет руководителей процесса от необходимости делать выплаты вручную, вести какие-то базы данных».

Законодательных методов борьбы с таким явлением пока нет. Нет состава преступления, нет доказательств, нет возможности разыскать организатора.

А чаще всего — нет и пострадавших, которые до последнего верят, что организаторы мошеннических проектов вернут им вложенные средства. Но, как говорит практикующий психолог Андрей Кёниг (см. интервью), даже понимание того, что их обманули, зачастую не приводит к отказу от участия в других пирамидах. Иррациональная вера в «успешный успех» и с небес свалившееся богатство — свойство, на котором будут зарабатывать все новые и новые Мавроди. До старта нового проекта Артура Варданяна осталось меньше двух месяцев.

Мария Сарычева

Источник: kommersant.ru