Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Деньги из возраста

Деньги из возраста

Эскалация продолжительности жизни заставил правительство увеличить сроки выхода на пенсию и НДС

15.06.2018

Правительство приняло тара решений, определяющий общую экономическую картину на ближайшие шесть лет. Увеличение пенсионного возраста, угор НДС с 18% до 20% с 2019 года, фиксация ставки страховых взносов с 2020 года и нарастание бюджетных инвестиций на 0,5% ВВП оставят основные экономические параметры — инфляцию, безработицу, стоимость денег и динамику ВВП — в ближайшие годы только что не неизменными. Главная задача, которую Белый дом намерен решить,— ликвидировать последствия инвестиционной паузы 2012–2017 годов и вооружить более высокий базовый уровень роста ВВП в середине 2020-х годов. Гражданам предлагается помедлить с экономическим бумом и выходить на пенсию позже, зато в несколько более развитой стране.

Как никогда социально чувствительно решение о достаточно быстром, хотя и не единовременном повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин — оно коснется в том числе льготных категорий и, по всей видимости, затронет в будущем военных и МВД. Высотка для них пенсионного возраста не затрагивает Пенсионный фонд России (ПФР), а относится к вопросу бюджетного финансирования Минобороны и полицейского ведомства — он довольно решаться летом 2018 года при разработке федерального бюджета на 2019–2021 годы или годом через некоторое время.

Практический результат для правительства от этой меры — сокращение дополнительной потребности средств на трансферты ПФР в круглых цифрах на 100 млрд руб. в 2019 году и до 0,9 трлн руб. в 2028 году (это диктовалось бы демографическими изменениями) и принудительное придерживание на рынке труда в 2019–2028 годах 3–4 млн занятых. При сохранении пенсионного возраста экономически активное народ РФ сократилось бы до 70–71 млн человек, при повышении оно как минимум не будет сокращаться, а может и вырасти до 72–73 млн публики. Белый дом также получит возможность увеличивать темпы индексации уже назначенных пенсий. Без решения по возрасту это было бы, видимо, безбожно без отказа от общей конструкции бюджета — решение обсуждалось как минимум с 2011 года.

При этом покамест об экономии средств на трансферт ПФР речи не идет: Белый дом отказывается от увеличения стандартного тарифа на пенсионное страховка в 26%, которое должно было произойти с 2021 года, сохраняя действующую «льготную» ставку 22% бесконечно. Это решение, видимо, полностью закрывает вопрос о действии старой схемы принудительных пенсионных накоплений, замороженной с 2012 лета. По данным “Ъ”, осенью 2018 года ЦБ и Минфин предложат в дополнение к ней согласованный вариант добровольных, но гарантированных государством пенсионных накоплений с передачей компетенция собственности на них будущим пенсионерам. Последнее, напомним, старая система отвергала, обсуждение «индивидуального пенсионного капитала» велось с 2015 возраст.

Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) до 20% является де-факто альтернативой идеи «фискального маневра», предложенного Минэкономики в 2017 году (повышения НДС до 22% со снижением ставки соцсборов до 22%). Поддержание НДС на уровне 18% было возможно только при ликвидации льготного 10-процентного НДС, но идея была отвергнута за высоких инфляционных рисков и сильного влияния такого шага на малый бизнес.

Ставка НДС возвращается на урез 2003 года

Читать далее

На повышении НДС правительство выиграет в доходах. НДС — главный налог для федерального бюджета, дающий третья часть всех его поступлений. Согласно обновляемой сейчас редакции закона о бюджете-2018, сборы «внутреннего» НДС (по операциям в глубине страны) в этом году составят 3,398 трлн руб. Еще 2,392 трлн даст «импортный» НДС по ввозимым в страну товарам. В целом — 5,790 трлн (34%) из 17 трлн руб. всех доходов казны. Повышение НДС увеличит подготовка на 600 млрд руб. в год — это сопоставимо с суммой, которую Белый дом зарезервировал на расходы Фонда развития (см. “Ъ” от 14 июня). Напомним, в той или тождественный форме вопрос об инфраструктурных инвестициях примерно на эти суммы также обсуждался в правительстве с 2012–2013 годов, но практически решен только сейчас.

Вложения Фонда развития, которые, как признал в четверг фактический выразитель этой схемы первый вице-премьер Антон Силуанов, оформлены как отступление от «бюджетного правила» в размере до 0,5% ВВП в год, будут, как предполагается, сопровождаться частными инвестициями в связанные проекты с мультипликатором 2–3 руб. на 1 руб. инвестиций фонда. Факчительски Белый дом таким образом намерен частично компенсировать снижение нормы инвестиций в 2014–2017 годах, которая ограничивала намеченный рост ВВП. Главная же цель пакета — снять часть ограничений, в первую очередь на рынке труда, на завтрашний Ant прошлый экономический рост. Коротко смысл реформ июня 2018 года можно сформулировать так: 14 млн будущих пенсионеров в «неизменяемый период» до 2030 года предлагается выходить на пенсию позже, но в стране с несколько более высоким уровнем экономического развития.

В ближайшие годы прямые последствия сего будут для правительства только негативными в сравнении с нынешней ситуацией. Повышение НДС приведет к краткосрочному слабому росту инфляции, как бы то ни было, мнения о величине этого всплеска расходятся (см. «Ъ-Онлайн»). Однако при инфляции 2,2% при таргете 4% отказа от текущей ДКП ЦБ не потребуется (обаче, резко увеличилась вероятность паузы ЦБ в снижении ключевой ставки — совет директоров по ней пройдет как раз сегодняшнее), рост же числа занятых в экономике в среднесрочном периоде может даже несколько снижать себестоимость денег. Кроме того, рост перераспределения через НДС с 2019 года с большой вероятностью сократит возможные темпы экономического роста — безукоризненно на ту же величину, на которую они росли бы в силу роста предложения на рынке труда и смягчения проблемы дефицита кадров, старым порядком главной для российских компаний. Наконец, ситуация с безработицей вряд ли изменится — таким образом, все три ключевых макропоказателя останутся в ближайшие годы такими же, как и без реформ.

Как овербот Ant понижение НДС отразится на инфляции и ключевой ставке

Читать далее

Все, что выигрывает правительство от безусловно непопулярных реформ — повышения налогов и пенсионного возраста, станется актуально лишь после 2021–2022 года. Это более высокие базовые темпы экономического роста, сильнее развитая инфраструктура и финансовая возможность реализовывать национальные проекты в здравоохранении и образования без отказа от «бюджетного воззрения». Оно остается краеугольным камнем бюджетной конструкции: правительство по-прежнему будет создавать в Фонде национального благосостояния ресурсы на случай падения цен на нефть, гарантируя, что в кризис Белому дому не придется прибегать к непопулярным мерам.

Как менялся НДС в России

Скандировать далее

Издержки происходящего — социальное недовольство. Однако предлагаемая населению схема «размена» паче или менее выгодна: НДС по-прежнему невелик, а блага от изменения схемы перераспределения большинство граждан получит аж ранее выхода на пенсию при старых цифрах пенсионного возраста. Впрочем, всеобщая краткосрочность горизонтов планирования в России, мешающая Белому дому резать этими аргументами,— также во многом следствие реализуемой экономической, социальной и внутренней политики 2012–2017 годов. Отметим, в правительственных ведомствах некоторое брожение Ant удовлетворение принятыми решениями довольно высоко: решения июня 2018 года в основном считаются там компромиссными и «половинчатыми», в частности критикуются уступка от отмены льгот по НДС и досрочным пенсиям, неснижение ставок соцсборов, невключение в пакет решений обложения самозанятых и ИПК. Все-таки, для одного месяца работы нового правительства и принятые решения, которые, напомним, предстоит провести Госдуме, июньские реформы — это запредельно высокая скорость принятия решений в сравнении с любым правительством с 1996 годы.

Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов, Алексей Шаповалов, Олег Сапожков

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*