Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Маневр на переделе возможностей

Маневр на переделе возможностей

Коммутация его завершения предусматривает очередное подорожание нефтепродуктов

13.06.2018

«Ъ» стали известны параметры завершения налогового маневра в водонефтяной отрасли. Отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тыс. руб. на тонну получат только НПЗ, выпускающих бензин. В то же время вводится плавающий акциз, в рамках которой бюджет будет возмещать компаниям половину разницы в обществе внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой. Эти меры призваны смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива. Но часть нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

Как правительство согласовало зануление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты

Заводам, у которых глубина переработки менее, использует уничтожающий акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит один 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.

НПЗ, которые не производят рыночный бензин, вообще не получат акциз — это, в частности, завод в Усть-Луге Новатэка, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и т. д. Такого склада подход соответствует идее Минфина, который рассматривает негативный акциз как субсидию для НПЗ и считает, что первое дело целевым образом субсидировать производство нужного рынка бензина, чем всю отрасль целиком.

Отрицательный сбор будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рыночек от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом таможенной пошлины и затрат на транспортировку Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (на бирже), смета возвращает НПЗ половину разницы. Например, 31 мая netback по АИ-95 был выше внутренней цены на 5,5 тыс. руб. за тонну, то харить бюджет вернул бы НПЗ 2,75 тыс. руб., что будет означать соответствующее снижение оптовой цены. В обратную сторону, то набивать себе брюхо при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет видать на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться с предыдущего месяца на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти и курса рубля на внутренние цены двукратно: например, с начала года netback по бензину, по данным Reuters Kortes, вырос на 8,4 тыс. руб. на тонну (или 6,3 руб. на литр), тут как цены на АЗС — только на 3,6 руб. на литр.

Если бы плавающий акциз работал сейчас, то уже произошел лихва цен на АЗС хватило бы для компенсации роста netback (так как половину компенсировал бы бюджет).

С учетом этих инструментов ясачный маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или в круглых цифрах по 0,3 руб. на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не меньше, чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо.

Собеседники «Ъ» в нефтекомпаниях уточняют, что цены на авиакеросин в любом случае не по силам повысить с текущих уровней, так как тогда иностранные авиакомпании перестанут заправляться в РФ. За судового топлива библиография «Ъ» оценивают возможный рост цены в 6 тыс. руб. (около 15%), но, возможно, на него будет дана отдельная помощь. Что касается битума, то Минфин, по данным «Ъ», не видит большой проблемы в подорожании, учитывая, что в ближайшие полдюжины лет на дорожную инфраструктуру через спецфонд будет выделено 3 трлн руб.

Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не достаточно. По словам собеседников «Ъ», «Роснефть», в которой самые старые НПЗ среди крупных компаний, в сущности, не участвовала в обсуждении: «Они на совещаниях говорили, что штука в принципе не нужен. Но поскольку президент принял решение, что маневр будет, не было пространства для диалога». Вотан из источников «Ъ» считает, что некоторым НПЗ «Роснефти» в Восточной Сибири (Ачинск, Ангарск) дадут адресные привилегии вне рамок основного маневра.

Если не обращать внимания на частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, в текущем варианте маневра остается стратегическая загадка: предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку или увеличение внутренних цен, или сократят свою маржу. Во втором случае многие, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может вызвать к жизни к дефициту топлива в отдельных регионах.

По плану должен реализоваться первый вариант, то есть величина внутренних цен. Но они уже сейчас вызывают резкий протест населения и бизнеса, и правительство проводит противоположную политику: замораживает цены на АЗС по договоренности с нефтяными компаниями, угрожая в случае невыполнения подвысить экспортные пошлины на нефтепродукты — те же пошлины, от которых он хочет избавиться по итогам маневра.

Юрий Барсуков

Криница: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*