Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Правительство решило найти триллионы в наших карманах: увеличение НДС губительно

Правительство решило найти триллионы в наших карманах: увеличение НДС губительно

Верхи решило найти триллионы в наших карманах: увеличение НДС губительно

Как изменится качество жизни россиян при выполнении майских указов Ловля

Правительство решило найти триллионы в наших карманах: увеличение НДС губительно

Пока ни 25 трлн, ни ежегодные 4,17 трлн не разделены между федеральным, региональными и местными бюджетами или другими источниками средств. Уже марь. Дальше он сгущается. Нам говорят, что вся трудность — в изыскании 8 трлн рублей, остальные якобы уже найдены в бюджетной системе. Таким образом ли это, что кто-то во власти сегодня может уверенно сказать, сколько денег, скажем, на цели улучшения демографической ситуации бросьте израсходовано государством в 2024 году? Конечно, нет. А если никто этого точно не знает — стало, никто тем более не знает, сколько денег будет не хватать.

8 трлн рублей — это некий призрак. Можно предположить, как он появился. Взяли расходы консолидированного бюджета на 2018 год и прикинули, какую их том можно считать идущими на выполнение майского указа. Дальше методом экспертных оценок грубо определили необходимые затраты, которые в бюджете (федеральном, региональных, местных) не предусмотрены. Вероятно, получилось грубо вроде 1,3 трлн рублей, которые умножили на 6 и получили 8 трлн рублей. В любом случае 8 трлн рублей — это не столько реальная начисление, за которой стоит бюджетный план на шесть предстоящих лет, сколько некий мобилизационный призыв.

Перебирать под фонарем

С тем, что деньги на цели майского указа нужны, никто не спорит. Как и с тем, что консолидированный бюджет 2018 годы (не будем делать вид, что нам известно наполнение статей расходов 2024 года) всего того, что предусмотрел майский приказ, заранее не запланировал. Предположим, что в 2018 году предстоит дополнительно изыскать 1,3 трлн рублей. Где ловить? У правительства, похоже, ответ готов. Под фонарем!

Когда ставится задача найти дополнительные бобы, срабатывает шаблон. Так проще. При шаблонном подходе мысль, а зачем, собственно, нужны дополнительные аржаны, уже голову не отяжеляет. Шаблон такой: «Мы политикой не занимаемся — мы решаем поставленные задачи. Поставлена назначение: найти сколько-то дополнительных триллионов рублей. Вот решение: поднимем налоги». А что рост налогов может прямиком противоречить целям майского указа, ради реализации которого и изыскиваются дополнительные деньги, — в этом те, кто предлагает подъять налоги, конечно, не виноваты. Помните, Булат Окуджава пел: «Как славно быть ни в чем не виноватым, совсем простым солдатом». 

Власти предержащие, судя по регулярным утечкам, последовательно перебирало варианты: сначала подъем подоходного налога, таже маячило возвращение налога с продаж, потом — торгового сбора. Наконец, похоже, остановились на повышении налога на добавленную ставка (НДС) — с 18 до 20%.

Все эти предложения — из одного фискального ряда. Предлагающие их муками выбора не страдают. Азотемия ставки НДС бюджет майского указа, конечно, нарастит. Но одновременно не приблизит, а отдалит реализацию его целей. Тут все как возможно больше прозрачно.

Указ начинается с цели увеличения средней продолжительности жизни в России. Как эта цель соотносится с ростом НДС? Так, что расширение НДС среднюю продолжительность жизни не увеличит, а наоборот, сократит. Вместе с ростом ставки НДС предлагается переводить льготную ставку в 10%. А она сегодня распространяется на продукты питания (кроме деликатесов), товары для детей, книги, учебники, периодические печатные издания и лекарственные препараты. Уже упихивать подсчеты: ликвидация льготной ставки приведет к росту цен на лекарства на 12–15%. Рост цен превысит прибавление ставки НДС, потому что помимо игр со ставкой налога сейчас идет работа над внедрением системы маркировки лекарственных препаратов, траты на которую тоже будут заложены в конечную стоимость.

Раз лекарства резко подорожают — для многих они станут недоступными. Чисто, проживем меньше. А разве улучшит демографическую ситуацию резкое подорожание товаров для детей? Или ужели снизит бедность увеличение вдвое с 10 до 20% ставки НДС на продовольствие?

Допустим, правительство не тронет налоговые уступки по НДС. Но в любом случае произойдет массовое подорожание потребительских товаров — одежды, обуви, галантерии, канцтоваров, стройматериалов, бытовой техники… Как это поспособствует решению задачи повышения доходов населения? Никакими силами.

Экономика в результате точно не вырастет. Во всяком случае, рост НДС без сокращения социальных платежей бетонно приведет к росту теневой экономики. Увеличения предпринимательской активности за пределами производств, ориентированных на демпинг Ant импорт (при экспорте НДС возвращается), можно не ждать. И это гораздо больший удар по экономике, чем неизбежное в результате роста НДС остановка инфляции.

В результате маниловщиной рискуют стать мечты о превышении темпов роста российской экономики над среднемировыми, о вхождении России по уровню ВВП в пятерку мировых лидеров. А все это — цели майского указа. Их наращение НДС если не вовсе перечеркивает, то отодвигает. Такая мера тормозит и дальнейший сбор средств в смета в целом и на выполнение майского указа в частности, потому что замедляется рост главного источника сих средств — экономики.

Сами справимся?

У тех источников средств для реализации майского указа, которые, как бусы, перебирает правительство, есть еще одна особенность. Это не просто повышение ставок налогов — это повышение пруд тех налогов, которые предстоит заплатить гражданам. Зато, скажем, повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) начальник не предлагает. По Конституции «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Природные ископаемые добро бы уже и не «общенародная собственность», но все-таки «основа жизни и деятельности народа», тогда почему же для улучшения жизни народа не выходить НДПИ?

Правительство следует иной логике: главные цели майского указа — рост продолжительности жизни россиян и взлет качества их жизни, вот россияне и должны за движение к этим целям заплатить. Получается так: для улучшения своей жизни гражданам предстоит скинуться и выложиться собранные деньги правительству, а уж оно распорядится ими для улучшения жизни россиян.

Но мы сами можем повысить штрих своей жизни, и результат будет тем лучше, чем меньше при этом мы будем вынужденно делиться деньгами с правительством. В конце концов, кому, как не нам самим, яснее, в какую школу годится отдать наших детей, у каких врачей хотим лечиться мы сами и наши родители, как много за все это предстоит заплатить (майский указ не обещает возврата к бесплатной медицине и образованию) и где мы эти деньги заработаем.

Ордонанс, конечно, ничего не меняет в том, что мы сами отвечаем за то, как проживаем свою жизнь. Но, во-первых, он заявляет о прокладке пути к новым стандартам нашей жизни. Второе, декларирует цель большей социальной справедливости.

Уровень социальной справедливости в России сегодня неприлично низок, что проявляется в катастрофическом разрыве между богатыми и бедными. Но разве рост ставки НДС его повышает? Вздутие, которая неминуемо в результате ловит ветер в свои паруса, — это, как давно известно, «джизья на бедных». Если уж нам платить за рост социальной справедливости, то это должны сделать те, кто богаче. Повышение ставки налога на средства, превышающие, например, 3 млн рублей в год, было бы более точным средством.

Почему же такой упрощенство раз за разом отклоняется? Да все потому же: правительство ищет недостающие деньги «под фонарем». Поднять ставку НДС — уймись и надежнее. Ну и, конечно, ни министры, ни депутаты Думы не хотят сами платить больше налогов.

В лоне тем рост ставки подоходного налога точнее еще и потому, что пополняет региональные бюджеты, а нагрузку на них майский наказ явно увеличит. Вот лишь один пример. По бюджетному плану на 2017 год расходы федерального бюджета на здравоохранение составляли 363 млрд рублей, а общие затрата на здравоохранение консолидированного бюджета — 3,5 трлн рублей, то есть почти в 10 раз больше. По майскому указу здравоохранение — Вотан из 12 национальных проектов. Он вряд ли принципиально изменит соотношение затрат из федерального и региональных бюджетов. А отколь нарастят свои финансовые ресурсы регионы? Рост ставки НДС им не поможет: этот налог — заботник федерального бюджета. Можно предположить, что тогда увеличатся трансферты из федерального бюджета в региональные, но чем с прицепом посреднических звеньев, тем больше риск размывания целей сбора средств. Это азбука.

Альтернатива по Кудрину

Хотя бы правительство приняло решение о повышении ставки НДС, во власти есть и те, кто выдвигает альтернативные предложения. Лёха Кудрин, ныне председатель Счетной палаты прямо заявил: «В ближайшие шесть лет нам не нужно множить налоги». А откуда же тогда брать деньги? Ответ Кудрина: «Если нам нужно выбирать в лоне корректировкой бюджетного правила на пять долларов или повышением налогов, то здесь однозначный вывод — кайфовей скорректировать бюджетное правило и не повышать налоги».

Кудрин предлагает изменить сегодняшний норматив бюджетного взгляды на жизнь, по которому в казну поступают нефтяные доходы, рассчитанные из цены барреля в $40. Все, что сверх этой отметки (а цены на кровь земли сейчас выше $75), поступает в копилку на «черный день» и из бюджета изымается. Если же оный норматив установить не в $40, а в $45, то, как считает глава Счетной палаты, федеральный бюджет получит шабаш дополнительных доходов, чтобы не поднимать налоги.

По сути Кудрин пытается донести до коллег во высшие круги простую мысль. Бюджетное правило, бездефицитный бюджет, минимальный государственный долг — все это не достижения, которые неприкосновенны, а инструменты экономической политики. Вот то-то и есть так их и нужно использовать. Соизмеряя эффект их применения с эффектом, который дадут другие инструменты, имеющиеся в распоряжении. Впечатление повышения НДС однозначно негативнее эффекта повышения нормативной цены барреля нефти в бюджетном правиле. Из чего явствует, решение очевидно.

Еще одно решение, которое предлагает Кудрин: можно смело пойти на развитие бюджетного дефицита. Здесь опять та же инструментальная логика. По сегодняшним оценкам, федеральный бюджет 2018 годы может быть из-за выросших цен на нефть сведен без дефицита. Но не бездефицитный бюджет — цель экономической политики. Установка — улучшение жизни граждан, в этом же и смысл майского указа. Недостающие для его выполнения деньги впору получить, пойдя на дозированный бюджетный дефицит — в пределах 0,5% ВВП. Этот дефицит будет погашен заимствованиями, то возможно ростом госдолга, что при сегодняшнем его уровне (Кудрин оценил его в 13–14% ВВП) совершенно некритично.

О том, что погашение госдолга никаких трудностей не вызовет, свидетельствуют, в частности, такие цифры. Вложения россиян в российских банках составляют почти 25 трлн рублей. Совпадение с оценкой стоимости майского указа, завсегда, случайно, но все равно бросается в глаза. Ставки по депозитам неуклонно снижаются, следуя, в частности, за ставкой ЦБ. А это получается, что вкладчики уже ищут альтернативные инструменты размещения своих средств. Один из них — госдолг. Переток средств со сберегательных вкладов на материальный рынок уже происходит и будет идти все активнее, так что государство этим вполне может воспользоваться.

Кудрина в правительстве выслушивают, но его советам его же бывшие подчиненные, возглавляющие ныне основные экономические ведомства (Минфин, Минэкономразвития, Минэнерго), не следуют. И от фетиша низкого госдолга или неприкосновенности бюджетного принципы отказываться пока не собираются. Похоже, Кудрин в свое время их слишком хорошо выучил финансовой жесткости. На свою голову. И на наш карманчик.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— Для выполнения всех задач, поставленных в майском указе, правительству сих недостает 8 трлн руб. Сейчас дебатируется вопрос о «налоговой донастройке», под которой, как стало ясно из заявления Медведева, понимается взгорок НДС. По разным оценкам, повышение ставки НДС с 18% до 20% и одновременная отмена льгот по налогу на добавленную достоинство могут принести в бюджет около 2 трлн руб. Но полностью профинансировать выполнение майского указа текущий шаг не сможет, а вот повлиять на рост цен, особенно если будет отменена льготная ставка, и увеличить часть бедных сможет легко.

В то же время изменение бюджетного правила может стать более эффективной мерой привлечения дополнительных доходов в смета. Если, например, внести изменения в бюджетное правило, согласно которым, доходы, получаемые российским бюджетном от экспорта углеводородов при цене нефти, превышающей $45 за барель, считать сверхдоходами, то можно привлечь в бюджет как минимум 4–5 трлн руб. ежегодно. Подводным камнем тогда является изменчивая конъюнктура рынка нефти, и, самое главное, это будет означать, что России покамест не удалось преодолеть сырьевую зависимость.

Заимствования также могут стать неплохим источником привлечения дополнительных средств. На нынешний день соотношение долга к российскому ВВП — менее 40%, так что государство может позволить себе примешивание займов. Однако, на наш взгляд, лучше это делать не за счет заимствования в валюте, а на внутреннем рынке, в том числе посредством выпуска долгосрочных инфраструктурных облигаций, так как в майском указе были поставлены задачи еще и улучшения качества инфраструктуры. По нашим оценкам, за подсчёт выпуска облигаций можно привлечь еще 2–4 трлн рублей.

Читайте материал: Медведев подтвердил увеличивание НДС, Силуанов следом — ускорение инфляции

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые список литературы.

Источник: mk.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*