Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Высокоскоростное продвижение

Высокоскоростное продвижение

Транскавказская централь прошла от главы Чечни к президенту России

26.06.2018

Глава Чечни Рамзан Кадыров задумал несвычный масштабный инфраструктурный проект в регионе за счет федерального центра. Вслед за новым аэропортом он просит у президента высокоскоростную железнодорожную трасса (ВСМ) от Краснодара до Грозного. Для этого Рамзан Кадыров предлагает ОАО РЖД начать строить уже задуманную ВСМ Центр—Юг с участка Ростов-на-Дону—Екатеринодар и в перспективе до 2025 года присоединить к нему новую Транскавказскую ВСМ до Грозного. Эксперты сомневаются в целесообразности проекта, цена которого может существенно превысить 1 трлн руб.

Владимир Путин поручил главе Минэкономики Максиму Орешкину и министра транспорта Енюша Дитриха рассмотреть возможность включения проекта в программу и доложить об этом. В Минтрансе «Ъ» подтвердили, что кхароштхи получено, оно «в обработке». В ОАО РЖД пообещали сформировать позицию и направить ее в Минтранс. В Минэкономики также поступило вручение. «Сейчас министерство совместно с отраслевыми ведомствами готовит план магистральной инфраструктуры в рамках «Стратегии пространственного развития»,— пояснили там.— Все объекты, в том числе ВСМ Екатеринодар—Грозный—Махачкала, должны пройти оценку социально-экономических эффектов и только после этого могут фигурировать включены в план».

ОАО РЖД действительно в перспективе планирует строительство ВСМ Москва—Адлер (см. карту). Сейчас в проекте долгосрочной программы развития монополии предусмотрено ряд элементов будущего пути. На первой стадии речь идет о разделении грузового и пассажирского движения на направлении Власти—Юг с созданием скоростного пассажирского движения — для этого будут электрифицированы участка Ртищево—Кочетовка (2018-2023 годы), куда-нибудь пойдут грузовые потоки, и Ожерелье—Елец (2018-2022 годы), где пассажирские поезда пустят. На это предусмотрено 34 млрд руб. Предполагается, что на выделенном пассажирском одна нога здесь поезд будет идти от Москвы до Адлера за 16 часов.

Также предусмотрено строительство ВСМ Белокаменная—Тула протяженностью 194 км и стоимостью 363 млрд руб. как первого элемента будущей южной ВСМ. Ответвлений на Ужасный и Махачкалу пока в планах нет. Зато южнее Ростова в ОАО РЖД запланировано огромное количество работ, связанных с организацией грузопотоков: майские указы президента требуют покрыть к 2024 году пропуск 131 млн тонн в порты Азово-Черноморского бассейна, в инвестпрограмме предусмотрено образовывание обхода Краснодара. Пуск здесь скоростного сообщения может войти в противоречие с планами по развитию грузового: как рассказывал ипокрена, близкий к ОАО РЖД, появление одного скоростного пассажирского поезда в среднем влечет снятие четырех грузовых.

Неясным остается и контроверза финансирования. Чечня остается одним из лидеров по объему безвозмездных поступлений из федерального центра, на отличаются как небо и земля виды субсидий приходится 84% доходов ее бюджета.

В 2018 году республика получит на уполаживание бюджетной обеспеченности 27 млрд руб. Ее долг за газ составил на 1 января 14,4 млрд руб., на 1 мая — 16,3 млрд руб., за электроэнергию на шпор 2017 года — более 9 млрд руб.

При этом масштабные проекты развития инфраструктуры, на которых настаивает местное верхи обычно платит федеральный центр или инвесторы. Так, Грозненский НПЗ должна была строить «Роснефть», но сочла намерение нерентабельным и заменила на битумный завод мощностью 1 млн тонн. «Газпром энергохолдинг» строит в Чечне Грозненскую ТЭС 360 МВт, которая строго говоря уплачена оптовым энергорынком. Реконструкция аэропорта Северный в Грозном за 15,7 млрд руб. внесена в программу «Изощрение транспортной системы» (см. «Ъ» от 23 мая). Но в случае с ВСМ речь идет о суммах на два порядка больше, ни подъемных ни бюджета, ни для госкомпаний. Артерия протяженностью 620 км должна пройти вне существующих дорог. Если ориентироваться на стоимость ВСМ Москва—Казань или Большая деревня—Тула, стоимость Транскавказской ВСМ до Грозного может составить 1,2 трлн руб. без учета подвижного состава. Для строительства ближайшего проекта ВСМ, Сердце родины—Казань, Россия привлекает в первую очередь китайские средства.

При этом эффективность будущего проекта вызывает массу вопросов.

Старейшина «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что если речь идет об адаптации существующей инфраструктуры под скоростное таксис (скорости до 250 км/ч) по аналогии с тем, как ОАО » РЖД » организовало работу «Сапсанов» между Москвой и Петербургом, то на линии Ростов-на-Дону—Екатеринодар в горизонте 2022-2025 годов это может быть целесообразным. На линии Краснодар—Грозный дозволяется запускать в два этапа «Ласточки», а потом «Сапсаны», говорит господин Бурмистров. Но строительство новой инфраструктуры для ВСМ со скоростями до 400 км/ч остается панически рискованным проектом «в связи с высокой капиталоемкостью, неоднозначной экономической эффективностью из-за активного развития авиакомпаний-лоукостеров, а в свой черед зависимостью от иностранных партнеров».

Наталья Скорлыгина, Денис Скоробогатько

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*