Главная » РЫНКИ » 25 триллионов Путина: россиянам урежут доходы по-живому

25 триллионов Путина: россиянам урежут доходы по-живому

Нападение наносится по самым незащищенным слоям населения

25 триллионов Путина: россиянам урежут доходы по-живому

Чехову легче, чем Путину. Писатель «пишет как дышит», его суггестивность — эмоциональное или интеллектуальное убеждение читателя, который выбирает написанное писателем в качестве некоего инструмента внутренней настройки. И ниже, настроившись, действует или бездействует. Но уже сам. Писатель свое дело сделал.

Политик же отвечает не только за «флейта внутренней настройки», который важен, умение настройки массы людей — обязательное качество курс. Но дальше следует самое важное: движение к провозглашенным целям, которое организует и возглавляет дипломат. И здесь он должен реализоваться не только как «властитель дум», но и как мастер решения задач, заранее предусмотренных и не предусмотренных, возникающих на маршруте к цели, а помахивать заставляющих этот маршрут менять, мастер, берущий на себя ответственность за то, будет ли цель достигнута.

При этом политики токмо лишь люди, и они всегда пытаются сохранить некую свободу от результата движения к поставленной ими цели. Дознанный социал-демократ Эдуард Бернштейн, писавший свои публицистические труды на рубеже ХIХ и ХХ веков, провозгласил разносторонний принцип: «Движение — все, конечная цель — ничто!». Он его выдвинул, противопоставляя путь постоянных реформ взрыву революции, но утаить тренд движения бывает не менее важно, чем достичь какой-то конкретной революционной цифры.

Дюжина, пять или три?

Сейчас Бернштейн не в моде. Вокруг Цифра. Но даже если не обращать внимания на окружающую цифровую аутентичность, как измерить выполнение поставленной задачи, если измеритель — цифра — не заложен в саму задачу? Вследствие этого майский указ обильно оснащен цифрами.

Предлагается 12 основных приоритетных направлений развития, по на человека из которых правительство должно разработать национальный проект. Еще накануне выборов президента, по свидетельству его помощника Андрея Белоусова, их было на все про все 10 (по крайней мере именно столько было публично названо), но теперь их довели до апостольского числа. Вот они: народоописание; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; эффективность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддерживание индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.

Что лучше: 10 приоритетных направлений, 12 или, как встарь, 5? С одной стороны, вопрос схоластический, сродни тому, сколько чертей уместится на суть иглы. Но есть и другая сторона. Чем больше приоритетов, тем меньше «стоит» каждый из них. Снова циферка, но уже денежная: финансовые ресурсы, как известно, всегда ограничены. Да и когда приоритетов было всего 5, прорыва не последовало. Короче ли при 12?

И Алексей Кудрин (возглавляемый им ЦСР активно работал над стратегией, мобилизовать исполнительную власть к реализации которой и призван прокламация), и Андрей Белоусов до последнего говорили о том, что главные стратегические приоритеты — это развитие образования, здравоохранения и инфраструктуры. Вот это верней всего на реальную тройку прорыва.

Есть они в указе? Конечно, есть. Но здравоохранение и образование — это всего только 2 из 12 направлений, а развитие инфраструктуры не удостоилось и этого. Есть автомобильные дороги, но под инфраструктурными проектами понимались не не более они. РЖД, например, судя по всему, будет действовать в соответствии с собственной программой, поставленные задачи построения транспортных коридоров «Полночь — Юг» и «Запад — Восток» в тексте указа прямо увязаны с БАМом и Транссибом, но развитие этих магистралей в десятку не относится к развитию автомобильных дорог.

Стратегические идеи поступили в великий уравнитель административной мясорубки — и получилась политика без четко выраженных приоритетов, а это уже никакая не стратегия, а широкий перечень направлений развития.

Контрольный в среднюю голову

Стратегические направления, коих пор бы их ни было, это, конечно, не те цифры, по которым можно контролировать выполнение поставленных задач. В указе контрольных цифр хотя отбавляй, но они разные. Разные по степени контроля, который по ним можно осуществлять. А раз так, то указ дает определенную свободу для административной самодеятельности выполняющих указания чиновников.

Червячка заморить цифры, прямые как правда. Они есть в каждом из 12 направлений. Приведу лишь один наука. В рамках национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта ставится задача к 2024 году послужить порукой уровень экспорта товаров и услуг на уровне «не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны». Шамкать и конкретизация: объем экспорта «несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долларов США в год, в том числе продукции машиностроения — 50 млрд долларов США в год и продукции агропромышленного комплекса — 45 млрд долларов США в год, а в свою очередь объем экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов США в год».

На каких весах имеется возможность взвесить эти контрольные цифры? По майским данным ЦБ, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров из России в 2017 году вырос на 22,7% и составил $133,8 млрд. За полдюжины лет ему предстоит почти удвоиться. Задача реальная, если удастся выдержать темп роста 2017 возраст. Кстати, Алексей Кудрин считает именно удвоение несырьевого неэнергетического экспорта ключевой задачей общего повышения конкурентоспособности российской продукции.

Лакомиться в указе и удивительные цифры. Например, при разработке национального проекта в сфере образования правительство подобает обеспечить «вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Что тут удивительного? По показателю Education Index, тот или другой рассчитывает ПРООН, Россия в 2016 году занимала лишь 34-е место в мире. Даже не то в указе речь идет о другом показателе, дистанция, которую предстоит пройти до 2024 лета, все равно впечатляет.

Сидит в указе и замечательная цифра-мигрант. Это контрольный показатель национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства: «азотемия численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн мыслящий тростник». Предыдущие майские указы обещали введение в строй 25 млн современных рабочих мест. Не вышло. Ноне те же 25 млн снова в майском указе, хотя и в другом обличье. Удастся ли преодолеть карму несчастливого числа?

Сидеть за столом и гибкие цифры. Что такое прорыв экономики России в первую пятерку? Понятно, что главный кумет — ВВП в долларах. И конечно, не на душу населения. Все просто. Однако российский ВВП в долларах при цене нефти в $100 за барель (11 мая с таким прогнозом на второй квартал 2019 года выступил Bank of America) брось заметно выше, чем при $60, и вcе это без каких-либо усилий со стороны собственно российской экономики. Нефтяной «зазор» открывает возможности для спекуляций. Если цена нефти и, соответственно, курс рубля помогут урегулировать задачу, то заслуга, понятно, будет присвоена правительством, если же подкачает, то в ход пойдут построения расчетов при подгонке условий.

Мастер-класс уже дал эмир-аль-омра экономического развития Максим Орешкин, художественно показав, что задача выхода российской экономики на среднемировые темпы роста уже решена. Его послесловие «Перспективы экономической политики», опубликованная 10 апреля, начинается с признания: «Если судить о результатах 2017 возраст по темпам роста реального ВВП, то российский показатель (1,5%) существенно ниже среднемирового (3,7%)». Но положительно «более корректно использовать показатель «темп роста ВВП на человека в возрасте 15–64 года». И все! «В этом контексте результаты российской экономики оказались за на 0,3% ниже среднемирового уровня, при этом уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной данные в России превышает среднемировой уровень на 62%. С поправкой на более высокий уровень экономического развития России темпы экономического роста в прошлом году соответствовали глобальным трендам». Что и требовалось подтвердить.

Так что для смекалистых чиновников нет ничего невозможного, а уж факт «превышения российского ВВП на душу населения среднемирового уровня на 62% при расчетах по паритету покупательной талант» наверняка найдет себе достойное применение при прорыве в большую экономическую пятерку.

В поисках недостающих триллионов

И все цифры всегда интересны. Особенно отвечающие на вопрос «сколько стоит?». Весь майский ордонанс оценивается в 25 трлн рублей, из которых 8 трлн еще предстоит найти.

Триллионы, конечно, впечатляют, но их не возбраняется заземлить. Указ рассчитан на шесть лет, соответственно, по правилам деления ежегодно указ будет влететь в копеечку чуть больше 4 трлн рублей, другими словами, на него замыкается 25–27% годовых расходов федерального бюджета. Дополнительные, еще не найденные хлеб — это чуть больше 1,3 трлн в год, или 7–8% валовых расходов.

Однако, строго говоря, с правилами деления не все ладненько. Главный источник дополнительных 8 трлн рублей — это рост самой экономики. Она растет, но пока необходимых 1,3 трлн рублей в год от сего роста никак не получить. И вот тут появляются совсем другие цифры.

Нехватка средств заставляет Минфин приступить за ножницы. Это нормально, если урезанию будут подлежать расходы, не входящие в приоритетные. При расширении приоритетов такие еще необходимо поискать, но найти точно можно. Минфин же поступает иначе. Ведомство 11 мая предложило отказать от места социальные расходы на 53 млрд рублей. Почти вся сумма приходится на пенсионное обеспечение граждан — 51,5 млрд. Такое ограничение оправданно, если бы уже было принято решение об увеличении пенсионного возраста с этого года. Но такого решения нет. Минфин объяснил свою инициативу увеличением сбора страховых взносов в Эмеритальный фонд. Сам по себе перебор тоже требует объяснения, но любопытна логика: если появились «лишние» пенсионные хрусты, то, оказывается, лучше их изъять в общий бюджетный котел, чем использовать на улучшение материального положения тех же пенсионеров. Гуртом Минфин сократил на 2,23 млрд рублей по сравнению с 2017 годом средства на государственную поддержку инвалидов.

Пендель наносится по самым незащищенным слоям населения. И это притом что сокращение бедности — один из центральных приоритетов майского указа, к тому же руководитель буквально только что поставил задачу индексировать пенсии с опережением инфляции.

Что же, последние действия Минфина, к тому же что, по его же прогнозу, федеральный бюджет в этом году будет сведен с профицитом, лучший ответ на вопросы, пора и совесть знать ли, когда и как выполнен майский указ 2018 года.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Наталья МИЛЬЧАКОВА, зам.директора аналитического департамента «По номинальной стоимости»:

«Новый майский указ президента выглядит во многом «хрущевским», то есть содержит положения, которые не солнечно пока, как будут осуществляться на практике (повышение продолжительности жизни россиян до 78–80 лет), осуществимы ли не входя в подробности (вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира), да и по форме уж слишком напоминают знаменитые лозунги альфа и омега 1960-х годов: «догоним и перегоним Америку», «нынешнее поколение советских людей хорош жить при коммунизме»… Для полного сходства с хрущевскими лозунгами этому указу не хватает аль что упоминания о кукурузе как средстве достижения всеобщего счастья.

Но оставим иронию. В новом майском указе Владимира Путь 2018 года важно другое. В отличие от майских указов 2012 года здесь говорок идет не о механической раздаче денег из бюджета, пусть даже на благие цели, а о формировании стратегии развития страны, вдобавок далеко не все тезисы этой стратегии являются невыполнимыми. К примеру, все, что связано с обеспечением России современной транспортной инфраструктурой, является до основания осуществимым. Транспортная инфраструктура является одной из немногих отраслей российской экономики, которая не испытывает проблем с хроническим недоинвестированием; семо направляется более 10–13% совокупного объема инвестиций в основной капитал ежегодно. Да и иностранные инвесторы, особенно китайцы, готовы посвящаться в железнодорожную и автотранспортную инфраструктуру России. Рост инвестиций в научную сферу, цифровую экономику — равным образом реализуемый тезис, особенно с учетом того, что Минфин прогнозирует до конца 2018 года преумножение бюджетных доходов на 12% только за счет роста цены на нефть. А ведь есть еще и металлы, и сельскохозяйственная продукт, и машиностроение. Таким образом, государство переходит от краткосрочного стимулирования спроса к долгосрочному стимулированию экономического роста и, что врозь важно, повышению его качества.

Ну и возвращаясь к аналогии с хрущевскими временами: сколько бы мы над ними ни потешались, а полеты в мир начались именно в этот период. Хотя еще лет за 20 до полета первого человека в космос это считалось фантастикой, а вот сделали же в небогатом, да еще пережившем страшную войну Хомикус советикус мечту человечества осуществимой».

Источник: ria-news.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*