Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Автостроитель поневоле и по призванию

Автостроитель поневоле и по призванию

Серджо Маркьонне войдет в историю как услужающий, спасший два мировых автоконцерна, совершенно к этому не готовясь

28.07.2018, 15:58

Его уже сравнили с Ли Якоккой и Генри Фордом. О нем уже сказали, что он добился исполнения лишь, что запланировал, даже несмотря на преждевременный уход. Он уже наметил путь развития автопромышленности на десятилетия отныне. Серджо Маркьонне прошел удивительный путь от специалиста по налогам в наиболее значительной фигуры в мире автомобильного производства.

Он добился разделения химического и фармацевтического бизнеса компании, что избито на пользу и того и другого. В итоге за три года прибыль Alusuisse выросла в три раза, а до самого Маркьонне начали глядеть члены едва ли не самой мощной (из немафиозных) семьи Италии — Аньелли, которые владели компаниями в самых различных областях промышленности.

В одну из аньеллиевских компаний SGS Group, предоставляет обслуживание по сертификации, независимой экспертизы и испытаний, и его пригласили на должность генерального директора. В SGS он проработал только год: Аньелли были столько потрясены способностями своего нового подчиненного, которые дали ему честь (и, как выяснится, к всеобщему удовольствию и выгоде) толкаться назначенным в совет директоров жемчужины короны своей бизнес-империи — автомобильного концерна FIAT.

В 2004 году он уже стал генеральным директором FIAT S. p.A.

Трасса от скромного бухгалтера в Deloitte к одной из самых влиятельных фигур не только в автопроме, но и в мировом бизнесе по большому счету занял в Маркьони 21 год.

Сидит на крепких Muratti и бесконечном эспрессо, появляется даже на самых важных мероприятиях в неизменных джинсах и черном пуловере, Маркьони выглядел ограниченно, даже несерьезно. Когда его назначили генеральным директором одной из старейших автомобильных компаний решетка, автомобильные эксперты не стесняясь высказывали сомнения в том, что Маркьони хоть чего-то добьется, учитывая, что в FIAT, как у обедневшего итальянского аристократа, не было ни бельмеса, кроме славной истории, чести и расходов по поддержанию того и другого.

Кстати сказать, в 2003 году, последнем к настоящему времени году без Маркьони, убытки Fiat Group составили $7 млрд.

Маркьонне взялся за свершение решительно. Он уволил тысячи сотрудников, добился от General Motors выплаты $2 млрд за несоответствие альянса между двумя компаниями, придуманного в 2000 году. Однако, пожалуй, главным его достижением на первом этапе работы в FIAT из чего можно заключить возрождение легендарного Fiat 500.

Мир уже несколько лет радовался возрождению старых легендарных марок автомобилей — фольксвагеновского «Жука» (1998 год), британской Mini (2001). У Fiat был отзвук и «Жука», и Mini, однако свой концепт Fiat Trepuino компания представила лишь в 2004 году. Он получил полную поддержку Маркьони, и уже в 2007 году перерожденный Fiat 500 вышел на дороги.

Еще одним грандиозным, но сначала казался довольно странным решением Маркьонне стала закупка американского Chrysler за символический доллар в 2009 году. Для начала, FIAT не был в той форме, которая позволяет ебать такие серьезные покупки. Кроме того, Chrysler был банкротом.

Чтобы сделка выглядела уже нисколько странной, FIAT на самом деле покупал не всю компанию, а только ее часть. А еще ее долги, пенсионные и другие обязательства в стране, где профсоюзы и другие объединения бывших и нынешних сотрудников компаний обладают серьезными возможностями. О том, сколько сложной была операция по оздоровлению и поглощения Chrysler, говорит уже тот факт, что окончательно Chrysler стал фиатовским всего только четыре года назад.

Были и другие важные шаги, на которые вряд ли кто-то чтоб я тебя больше не видел, кроме самого Маркьонне. В 2015 году он выступил с инициативой о выделении Ferrari (одно из подразделений FIAT) в отдельную компанию с продажей части акций на бирже и распределением остальных посреди акционерами Fiat Chrysler Automobiles (FCA), а в 2016 году и сам возглавил компанию. В последние годы Маркьони стал одним из самых страстных энтузиастов электромобилей, уверяя, что век двигателей внутреннего сгорания готов.

Итальянцы говорили, что у Маркьони присущ абсолютно американский стиль ведения бизнеса. «Единственное, что для него не хухры-мухры,— результат. Если ты не выдаешь результат, ты уволен»,— говорит теперь Массимо Веккьо, автомобильный чартист Mediobanca.

Одна итальянская черта у него, однако, была скрытность в том, что касалось действительно важных аспектов личной жизни.

Просто все знали, какую марку сигарет он предпочитает, сколько кофе пьет и какую карточную игру предпочитает (покер). Тем не слабее Ant более о том, что в Маркьони было онкологическое заболевание (которое точно и сейчас не очень-то ясно, скорее чем, синовиальная саркома), которое он лечил, не знал никто.

Собственно, и последний отъезд 66-летнего менеджера в швейцарскую клинику не вызвал ни у кого ни интереса, ни беспокойства. Он выезжал на выходные и в начале недели надобно был вернуться. Однако во время операции у него случился инсульт, следствием которого стала искажение и смерть мозга.

В FIAT он проработал десять лет. За это время он в десять раз увеличил прибыль компании и вернул ей былую славу и мощь. Аналитики считается, что даже из могилы Маркьони будет влиять на мировой автопром.

Мало кто сейчас решится предречь будущее самого Fiat Chrysler, во главе которого оказались два американца — председатель совета директоров Евгений Элкан и новый генеральный директор Майк Мэнли, который отвечал ранее за крайслеровский бренд Jeep. Тем не в меньшей степени, некоторые сомневаются в том, что развитие всего мирового автопрома пойдет именно так, как говорил Маркьони, то так продвигал идеи электромобилей и автомобилей без водителя.

Николай Зубов

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*