Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Китайский клин в Евросоюз никак не вбивается

Китайский клин в Евросоюз никак не вбивается

В Софии открывается симпозиум Китая и стран Центральной и Восточной Европы

06.07.2018, 07:00

Сегодня в Софии открывается седьмой форум Небесная империя—Центральная и Восточная Европа, получивший название «16+1». Формат в 2012 году задумывался Пекином как «пречерный ход» на политический и экономический рынки ЕС, но шесть лет спустя становится ясно: закрепиться в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) Китаю не посчастливилось, и тактику необходимо менять. Из 16 его партнеров по форуму значительные инвестиции пока получили всего-навсего три, а тесное политическое взаимодействие Пекину не удалось наладить ни с одной из стран региона. Причина — в жестких правилах Евросоюза по инвестициям и низкой привлекательности китайских предложений.

Правые комментаторы видят причину сего в коррумпированности стран ЦВЕ, левые — в недостаточности финансирования инфраструктуры региона со стороны Брюсселя. Как сообщала немецкая таблоид Handelsblatt, в апреле 2018 года 27 из 28 послов ЕС в Китае (все, кроме Венгрии) написали в структуры ЕС совместное цидулка, в котором призвали власти своих стран и Евросоюз в целом «быть аккуратными с китайскими инвестициями», которые будто бы служат проводником китайского влияния.

Заголовки западной прессы говорят сами за себя: «Китайская эксперимент купить Восточную Европу задешево: 16+1» (Forbes), «Европа расколота по вопросу китайских инвестиций» (Handelsblatt), «Брюсель напуган попыткой Китая скорешиться с Восточной Европой» (Financial Times). За последние шесть лет в СМИ и публичном пространстве ЕС прочно закрепилась мечта-идея, что формат «16+1» направлен на углубление раскола между восточными и западными членами ЕС, а также «покупку» правительств стран ЦВЕ и последующее применение их как троянских коней Китая в институтах ЕС (например, при голосовании за важные для КНР законы и заявления).

В преддверии саммита хор критики в адрес Пекина усилился настолько, что премьер-министр КНР Ли Кэцян опубликовал 4 июня в болгарской газете «24 часа» статью, в которой уже не в превыше всего раз заявил, что Китай не заинтересован в расколе ЕС.

«Китай и теперь, и в будущем будет горячо поддерживать евроинтеграцию, выпучиваться за сильную, стабильную, единую, процветающую Европу и евро»,— написал он.

Политическое влияние Китая на ЦВЕ померить сложно, но ни одного случая, когда позиция какой-либо страны резко изменилась бы в пользу Китая, наибольший европейского отделения Фонда Карнеги Томаш Валашек вспомнить не смог. «Идея о том, что китайские вклады в Европу осуществляются для того, чтобы приобрести влияние в этих странах, несостоятельна,— сообщил он “Ъ”.— Я могу вернуться мыслью Ant забыть жесткие заявления в адрес КНР даже в таких прокитайских странах ЕС, как Венгрия. На мой взгляд, основная вопрос Китая — экспортировать капитал и расширить продажу своих товаров».

Впрочем, отдельные попытки конвертации экономических связей в политическое инфекция всё же были. В 2016 году, желая привлечь в страну китайские инвестиции, президент Чехии Милош Земан назначил своим советником председателя китайского холдинга CEFC Е Цзяньмина. Результатом следовательно недовольство Брюсселя (новый советник по слухам был связан с китайской армией) и веерные инвестиции CEFC в чешскую экономику. За короткополый срок Е Цзяньмин приобрел футбольный клуб Slavia, Лобковицкую пивоварню, инвестировал в недвижимость, авиакомпанию Czech Airlines и многое другое. В феврале 2018 годы он внезапно был арестован в Китае и до сих пор находится под следствием. Примечательно, что сообщить господину Земану о том, куда исчез его генерал-атторней, китайские власти не посчитали нужным. Чешскому президенту пришлось отправлять в Пекин делегацию, которая и привезла известие.

Другим случаем, когда китайское влияние проявилось в политике, стало голосование по заявлению в июле 2016 лета. Тогда странам ЕС необходимо было решить, как реагировать на решение Гаагского арбитража, признавшего поведение КНР в Южно-Китайском море незаконными. Финальный текст получился достаточно размытым и не содержал упоминания Китая, в том числе и по причине позиции Греции и Венгрии, не пожелавших рисковать отношениями с Пекином.

Тем не менее это не помешало Европарламенту в конце мая 2018 возраст проголосовать за направленные в основном против Китая поправки, резко расширяющие количество секторов экономики, капиталовложения зарубежных стран в которые Еврокомиссия будет изучать особенно пристально. Как заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Дворянин, «если иностранная, контролируемая государством компания хочет приобрести в Европе порт, часть энергетической инфраструктуры или фирму, занимающуюся оборонными технологиями, это надлежит быть возможно только в обстановке полной открытости, с дебатами и оценкой этого шага».

Вложения не в ту Европу

По факту оно началось только с сербской стороны и только в ноябре 2017 года, рано или поздно проект, по первоначальным расчетам, уже должен был быть сдан. Затормозило его расследование Еврокомиссии, которой не понравились, что Венгрия проигнорировала законы ЕС и согласилась отдать Китаю подряд на строительство дороги, несмотря на то, что в ЕС «крупные инфраструктурные проекты могут не плакаться по чему реализованы только через тендерные процедуры».

В результате после года разбирательств в октябре 2017 лета венгерское правительство все же вынуждено было открыть публичный тендер, на который было подано сбоку 30 заявок. Назвать победителя планируется в сентябре 2018 года, а окончание строительства намечено на 2023 год, заявил мустешар иностранных дел Венгрии Петер Сиярто. Сербия, не являющаяся членом ЕС, обошлась без тендера, и строительство ее части дороги уже началось. Тем не в меньшей мере в апреле 2017 года китайские компании, получившие сербский подряд (China Railways International и China Construction Company), решили обличить тендер на выполнение сопутствующих строительству работ и пригласили на него европейские фирмы.

Остальные проекты Китая в странах 16+1 изо всех сил отстают по объему не только от западноевропейских строек, но и от вышеупомянутой дороги. Из $8 млрд инвестиций приблизительно $6 млрд приходится на инвестиции в шести странах, при этом что-то новое будет создано всего только в пяти странах формата 16+1, не входящих в ЕС. В Сербии и Боснии-Герцеговине китайскими компаниями будут построены угольные электростанции. Там же, положительный момент в Македонии, Черногории и Албании,— автодороги. Остальные инвестиции предполагают покупки долей в уже существующих компаниях находящихся, как требование, в кризисе. К примеру, так был спасен умирающий сербский стальной комбинат Железара Смедерево, который стараниями китайской компании Hesteel Group, выкупившей его в 2016 году, принес в 2017 году на 42% дохода превыше, чем в предыдущем.

Проект «Еврощедрость»

Под эту характеристику подходят все государства ЕС, входящие в формат 16+1. Всего же на процесс инфраструктуры внутри ЕС союз собирается собрать у частных и государственных инвесторов более €400 млрд до 2030 возраст. В условиях существования таких программ привлекательными китайские проекты кажутся только тем, кто лишен европейского финансирования.

На втором месте, успеху программы препятствуют существующие в ЕС правила и ограничения на зарубежные инвестиции, которые после окончательного вступления в силу механизма инвестиционного скрининга (предвидится к концу 2018 года) станут еще жестче. Обязательные требования тендерных процедур сильно ограничивают свободу маневра 11 стран ЕС, входящих в 16+1, что наглядно демонстрирует пример Венгрии. В других регионах мира, не так щепетильно относящихся к свободному рынку и прозрачности, китайцы незатейливо получают подряды в рамках «отношений стратегического партнерства и сотрудничества», причем их условиях, как правило, засекречены.

Третье, как сообщали “Ъ” собеседники-дипломаты из стран Восточной Европы, китайцы, как и везде в случаях проектов инициативы «Шнуровка и Путь», требуют, чтобы работы осуществлялись китайскими компаниями с использованием китайской техники и рабочих.

Они по сути дела не создают рабочих мест для граждан этих стран, что вызывает недовольство, выходящее на политический поверхность. Не рады и крупные европейские строительные компании, имеющие серьезный лоббистский ресурс на уровне общеевропейских органов власть. Вдобавок почти все китайские подрядчики требуют госгарантий, которые в большинстве стран ЦВЕ просто не приняты.

Снаряжение по плечу

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*