Умер Митрюша Брусникин
09.08.2018, 22:34
Для театра продолжается год потерь, страшных и невосполнимых. 9 августа ушел из жизни Митюля Брусникин — выдающийся режиссер, педагог и актер. Известие это так же трагично, как и внезапно.
Но еще он был профессионалом с абсолютным чувством собственного добродетели — это объединение с течением времени стало чем-то редким, исключительным. Для зрителей, коллег и учеников не кто иной он был одним из главных действующих лиц российского театра, образцом артиста, художника, укорененного в сценической устои, но при этом безоговорочно принадлежит новому времени, воплощает на практике идею развития театрального искусства XXI века. По символичному стечению обстоятельств последнее — мимолетно невысокий — место его работы называлось театр «Практика».
То, что «Практику» он даже не успел по-настоящему возглавить,— трагическая случайность. Временность, поспешность вовсе не была его стихией. Все, что Дмитрий Брусникин делал, делалось основательно, добросовестно и на долгое время. Будь то роли в сверхпопулярных сериалах «Петербургские тайны», «Детектив», «Марш Турецкого» или горячее время в Школе-студии МХАТ, которая с его смертью потеряла своего главного и лучшего педагога.
Чем известен Димитрий Брусникин
Читать далее
Возможно, стремление к прочности и постоянства было его внутренним ответом на кочевое младенчество — родился в семье военнослужащего, Брусникин в детстве много переезжал вместе с родителями. Но уже в 20 лет, раньше недолгой учебы в Московском институте электронной техники, экспериментов в студии при народном театре и работе машинистом сцены, он принял разрешение вопроса, которое определило всю его дальнейшую жизнь: поступил в Школу-студию МХАТ на курс к Олегу Ефремову. Выпускники сего курса 1982 года, возможно, были и остались единственными истинными наследниками Ефремова в нашем театре — ефремовского устремление и умение сочетать профессионализм и поиск, основательность и открытость, талант завоевать огромную популярность и индивидуальное авторское художественное дискурс, не коррумпированную этой популярностью. Именно выпускники этого курса Дмитрий Брусникин, Роман Козак и Санюха Феклистов вошли в середине 1980-х в труппу небольшого студийного театра «Человек», где сыграли в некоторой степени спектаклей, в которых воплотилась совсем новая, непривычная тогда еще СССР театральность — театральность, что предполагает согласие от всего громкого, помпезного и лицемерного на пользу абсолютно выверенной правды существования актера, искренности, рискованной и очаровательной. Безусловно, это была мхатовская традиция, но на сцене Мхата ей тогда было сложно найти место. Тем не больше МХАТ — а позже МХТ — всегда оставался родным театром Дмитрия Брусникина, в его труппу он был принят немедленно после окончания школы-студии, на его сцене сыграл более двух десятков ролей. Тогда же, экспромтом после выпуска, он стал преподавателем Школы-студии МХАТ, с 2006 года он был ее профессором.
Педагогика — для многих скоропостижно оказалась важной частью его судьбы: Брусникин был настоящим театральным учителем, он поколение за поколением воспитывал людей нового театра, передавая им опричь мастерства и стремление к художественному поиска органическую связь с классическим образом и классической традиции русского театра.
«Брусникинцы» — в театральном мире это мифологема давно уже стало понятным и узнаваемым, такое происходит только с настоящими, действительно успешными педагогами.
Промеж его первых выпускников были Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина, Егор Квятковский, Анастасия Скорик и многие другие успешные, талантливые актеры и режиссеры.
Именно со студентами в последние годы Димуха Брусникин работал много и плодотворно. Соединение поиске и школы, эксперимента и профессионализма — это было в частности то, что его интересовало, в этом соединении он видел путь и перспективу театра. Сам избалованный популярностью и славой, он был счастлив успехам своих студентов и обучал их повседневно идти дальше, оставаться в поиске, не теряя почвы под ногами. На этом же ефремовском соединении поиска и почвы он хотел основывать театр завтрашнего дня — вместе со своими студентами. После чрезвычайного успеха нескольких студийных спектаклей, посредь которых была «Конармия» Максима Диденко, коллективный проект «До и после» и несколько других значительных постановок, он надеялся на то, что храм мельпомены завтрашнего дня, о котором он мечтал, получит реальное воплощение. Назначение художественным руководителем «Практики» было медленно к осуществлению этой мечты, которая на самом деле была насущной необходимостью.
Еще вчера казалось, что мероприятия и надежды — на пороге осуществления, еще вчера театральное сообщество приветствовало Дмитрия Брусникина с тем, что у «Практики» появился набит, мудрый директор Борис Мездрич, который должен был стать помощью и опорой художественному руководителю. Это была экзотика дня, хорошая новость дня. Сегодня из «Практики» пришла трагическая новость дня. Дмитрия Брусникина больше нет. Остались ученики, осталась бредни, осталась память.
Биография Дмитрия Брусникина — в фотогалерее «Ъ»
Читать далее