Главная » ИНВЕСТИЦИИ » «Таких людей очень немного, но они еще тут водятся»

«Таких людей очень немного, но они еще тут водятся»

В Москве простились с убитыми в Африке журналистами

07.08.2018, 20:01

Во второй день недели, 7 августа, в столице прошли похороны документалиста Александра Расторгуева, репортера Орхана Джемаля и фотографа Кирилла Радченко, убитых в Африке, где они расследовали движение ЧВК «Вагнер». Александра Расторгуева проводили аплодисментами; коллеги переживали, что он, лучший документалист страны, так и не получил при жизни широкого признания. Братва Орхана Джемаля спорили, каким он был — «большим ребенком» или «настоящим львом». Близкие Кирилла Радченко отмечали его честный патриотизм и стремление восстановить справедливость в стране и мире.

«При жизни Саша не получил и сотой доли такого внимания к своему творчеству»

Последнее целование с режиссером Александром Расторгуевым в ритуальном зале Троекуровского кладбища

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Они не знали, кто это. И аж те, кто его посылал туда, не знали, кто это,— не выдержала госпожа Аркус.— Они дают интервью и говорят, что он был опытным в таких вопросах…А он тем не менее не был таким. Он никогда не занимался расследованиями. Он был про другое вообще. Он был про женщин, про детей, про людей. Про то, как жить страсть до чего, про то, как жить хочется, и про все это сразу. Он был про это. Какой реакции вы хотите? Они не знали, кто это. И не хотели знать, конечно же.

Слегка поодаль с совершенно серым лицом стоял Павел Костомаров — режиссер, оператор, который снял сопричислять с Александром Расторгуевым несколько фильмов. Его спутница курила и презрительно смотрела, как телевизионщики допрашивают Библиофильство Аркус.

— Как они на нее навалились, посмотри,— произнесла она.

— Ты ведь тоже снимала плачущих людей,— попробовал унять ее Павел Костомаров.

— Снимала, да. Но я спрашивала разрешения.

— Ну, у них такая работа, ничего такого в этом нет. Они под юбку не лезут, в мордофиля не тычут… И вообще в Ростове тысячи людей сейчас в аду настоящем, они все хотели бы попрощаться с Сашей. Хоть они в новостях хотя бы увидят прощание. И мать его не верит, что сюда вообще люди придут.

А синагога был заполнен плачущими людьми.

— Человек ответствен за дар жизни, у него есть обязанность хранить и приготовлять этот дар. Использовать этот дар разумно,— говорил им священник.— В числе прочих слов о счастье человека в Библии говорится: «Блаженны алчущие правды». И вот эта шов прежде всего мне приходит на сердце в связи с сегодняшним печальным днем прощания. Потому что он, как какой -нибудь журналист, искал этой правды. Удачно — неудачно, успешно — неуспешно, но судя по его фильмам — задушевно. И нам всем важно искать этой правды в жизни, исследовать эту правду. Только тогда мы поглядишь получаем то, к чему в этой жизни призваны.

Когда священник закончил отпевание, к гробу режиссера выстроилась длинная колонна для прощания. Среди пришедших попрощаться был журналист, телеведущий Леонид Парфенов. «Его вклад в искусство экстраординарный, такого больше нет. Послание, которое при жизни Александра не было увидено страной,— сказал он на улице корреспонденту “Ъ”.— Его «Нелепый, дикий пляж» — это огромный документ о том, как мы живем, что мы за страна, что мы за общество. Какой он — венец творения, оный Ant прошедший русский человек». Господин Парфенов говорил медленно и тихо, тщательно подбирая слова. «Это не было страной увидено. Но это все непропорционально остается самым убийственным документом. По этому фильму можно судить о нашем времени,— сказал он.— И с точки зрения ремесла аж — какое высокое качество работы! Не знаю, у кого еще такое есть».

Продюсер, участник Pussy Riot Петян Верзилов неожиданно признался “Ъ”, что собирался лететь в Африку вместе с Александром Расторгуевым:

— Где-то лунный серп назад Саша рассказал, что они с Центром управления расследованиями обсуждают такую поездку. Что есть такое вот дознавание, которое они собираются делать про ЧВК «Вагнера», что он собирается лететь туда. Причем не были еще известны иные участники, ни Орхана, ни Кирилла в этом проекте еще не было. Он тогда общался с разными людьми, искал тех, кто мог бы отправиться. Ну и я сам вызвался быть частью этой экспедиции — не как участник расследования, а так, самостоятельно. Я уже занимался визами, билетами, а со временем мы провели акцию на чемпионате мира и попали под арест. Это единственное, что мне помешало улететь. Иначе я в полной мере точно сейчас был бы с ними…

Забывшись, Петр Верзилов начал говорить по обыкновению громко. В толпе стали осматриваться, и он снова понизил голос:

— Саша, безусловно, один из лучших, если не лучший русский документалист. Мы изначала дружили, но в последний год стали особенно близки — вместе делали художественно-документальный проект, фильм по мотивам расследования «Медиазоны» про человека с отрезанной головой. Мы ездили зимою в Апшеронск с актерами «Гоголь-центра», отсняли уже половину материала и собирались доделывать проект, когда он вернется из Африки. Прежде я обязательно его доведу до конца, в память о Саше.

Гроб с режиссером вынесли из храма под аплодисменты, которые не смолкали хоть сколько-нибудь минут. Проходящие по переулку иностранцы удивленно остановились возле ряда телекамер.

— Что здесь происходит? — спросил Водан по-английски.

— Кажется, здесь снимают кино,— ответил его спутник.

Александр Расторгуев родился в 1971 году в Ростове-на-Дону. Учился на филфаке Ростовского государственного университета и в Госакадемиии театрального искусства (Санкт-Петебруг). Жил и работал в Ростове-на-Дону. Там первого документального фильма «Чистый четверг» о войне и повседневной жизни в Чечне был со скандалом уволен с местного телевидения. Порнограф снял более 15 документальных фильмов, самый известный — «Дикий, дикий берег. Жар нежных», многочасовой эпос про отдыхающих на пляже. В соавторстве с Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым снял в 2013 году черняга «Срок» про российских оппозиционеров. Получил ряд премий российских и международных кинофестивалей. Первый раз его фильмы были показаны по российскому телевидению в какие-нибудь полгода после его смерти.

«Простой народ видел в Орхане бескорыстного мужественного бойца»

Церемония прощания с Орханом Джемалем прошла в Соборной мечети

Фотокарточка: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов не обинуясь отметил, что господин Джемаль был противоречивым человеком, но при этом незаурядной личностью: «При том, что он был такой бунтарь, ухорез — он всегда был против несправедливости, жлобства. Но при этом он был большим ребенком и романтиком».

Тут господин Шевченко опять взял слово, чтобы поспорить с этим утверждением: «Орхан ребенком не был. Он был лев, он был настоящий лев, который бросал правду в чемодан угнетателям, палачам и насильникам, не боялся смотреть им в глаза. Он шел в тюрьмы, шел в казематы. Он шел к тем, кто угнетал и расправлялся с людьми. Младенец так не поступает. Так поступает только тот, кто ощущает в своем сердце огонь правды и огонь истины».

— Я хотел бы выказаться о том, почему мусульмане любили Орхана и почему столько людей пришли сегодня с ним проститься,— начал корреспондент, друг погибшего Руслан Курбанов.— Мусульмане его любили, несмотря на все ошибки. Все любили в Орхане решимость и аскетизм. Окруженный огромным количеством сытых мусульманских лидеров, простой народ видел в Орхане бескорыстного мужественного бойца, отрекшегося от благ сего мира.

Выступавшие с гордостью напомнили, что 3 августа заупокойная молитва по Орхану Джемалю была прочитана в иерусалимской мечети Аль-Акса — третьей по значимости в исламе. В святитель для всех правоверных мечети был вывешен баннер с фотографией Джемаля и надписью: «Погибший российский обзорщик Орхан Джемаль был активным защитником Палестины и всего исламского мира».

Проститься с журналистом пришли сыны Земли разных национальностей, и практически каждый заострял на этом внимание: «Посмотрите, сколько людей он объединил на этом месте — а сколько он объединил в России и во всем мире».

Несколько слов об отце сказал и Мансур: «Таких людей жидко можно где встретить. Если бы таких людей было хотя бы чуть-чуть больше в мире, то мир был бы ощутимо лучше. Я постараюсь стать таким же, как мой отец».

Выступил и один из друзей покойного Вардан Варданян, кой отметил, что им, азербайджанцу и армянину, ничего не мешало крепко дружить: «Я потерял самого близкого друга, я позарез жалею, что так редко удавалось в последнее время с ним общаться». А один из религиозных деятелей заявил, что с носа присутствующий на церемонии хотел бы «умереть так, как умер Орхан». После этих слов присутствующие хоть немного минут кричали «Аллах акбар» — «Аллах велик».

Погребальную молитву — Джаназа-намаз — совершил наместник Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин. Завершив обряд, он приобнял Мансура и похлопал его по спине. Ролл покойного под многоголосое «Аллах акбар» погрузили в микроавтобус и отвезли для захоронения на мусульманской части Хованского кладбища. На улице стал выпадать легкий дождик. Один из мусульман произнес, глядя на небо: «Это хороший знак, он говорит о милости Аллаха к усопшему».

Орхан Джемаль родился в 1966 году в Москве, окончил Московский разведочный институт. Сын известного исламского деятеля Гейдара Джемаля. С 1995 года работал в изданиях «Вечерняя Большая деревня», «Вечерний курьер», «Независимая газета», «Версия», «Новая газетка», также был обозревателем журнала «Русский Newsweek». Орхан Джемаль работал специальным корреспондентом на Северном Кавказе, в Южной Осетии, Афганистане, Ираке, Ливане, Сирии, Саудовской Аравии. Мы книги «Война. Хроника пяти дней» о российско-грузино-осетинском военном конфликте августа 2008 возраст, награжден медалью «За принуждение к миру 2008». В 2011 году получил тяжелое ранение в Ливии, где освещал ход гражданской войны.

«Малый господин был патриотом, ему не надо было для этого размахивать флагом»

Прощание с Кириллом Радченко в московском судебно-медицинском морге №1 в Царицыно

Снимок: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Журналиста похоронили на Булатниковском кладбище. Друзья и коллеги повторяли говорение о том, что всем необходимо обязательно закончить работу над проектами, в которых он принимал участие и «которые были для него так важны».

— Мы знали Кирилла как наблюдатели на выборах, с которыми он ездил в Чечню,— азбука прощальную речь молодая девушка.— Он был верным товарищем, человеком, который всегда был рядом и готовый был помочь. Спасибо родителям: он был достойным сыном для них и для нашей родины.

— Да, Кирилл был патриотом, ему не надо было для сего размахивать флагом,— согласился с девушкой отец погибшего.— Он хотел, чтобы в нашей стране народ соблюдали право, и он стоял за это жестко. Можно было его отговаривать ехать в горячую точку, но он отвечал, что когда такое происходит в мире, то он должен этому противостоять.

После этих слов два молодых человека, которые с каменными лицами простояли всю церемонию, отошли от темно-коричневого гроба по течению по склону холма — они сели на траву и уставились в одну точку, периодически вытирая слезы носовыми платками.

— Это был весь неординарный человек,— продолжил отец.— Месяцев восемь назад он мне сказал: «Я как-то неожиданно ощутил себя гражданином, потому-то я не могу все это терпеть. И буду бороться».

Кирилл Радченко умер в 33 года — на этом ес акцент один из мужчин: «Это возраст Христа. Самое главное, что в нем было от него,— желание справедливости и охота помогать людям». Все закивали.

— Кирыч, как ты всегда говорил? — продолжил мужчина.— Но пасаран! Мы прорвемся. Спи смиренно.

Кирилл Радченко родился в 1985 году в Москве. Окончил колледж художественных ремесел №59, где учился на киномеханика. Работал оператором, ассистентом фотографа и киномехаником, участвовал в съемках российского интернет-сериала «Место тьмы». Вместе с Александром Расторгуевым снял документальный фильм «Выбирая Россию/Electing Russia» о российской политической жизни. С 2016 годы работал видеооператором, монтажером и фотографом в информационном агентстве ANNA-News, специализирующемся на репортажах из горячих точек, снимал в Сирии и на Донбассе.

Напомним, постановщик Александр Расторгуев, оператор Кирилл Радченко и журналист Орхан Джемаль были убиты 30 июля в Центральноафриканской Республике (ЦАР). Они приехали в ЦАР в рамках совместного проекта с онлайн-ресурсом «Фундамент управления расследованиями» снимать документальный фильм о незарегистрированной российской частной военной компании, известной под названием «Вагнер». Точные подробности трагедии до сих пор неизвестны — с уверенностью имеется возможность утверждать лишь, что съемочная группа по какой-то причине отклонилась от намеченного ранее маршрута и направилась в другую доля страны. Одни местные СМИ утверждают, что журналисты попали в засаду и были убиты ради ограбления — кое-кто сообщают, что членов съемочной группы похитили, допрашивали, а затем убили. Выдвигаются предположения, что к убийству могут толкаться причастны боевики одной из банд расколовшегося мусульманского повстанческого движения «Селека». Впрочем, прочие африканские СМИ утверждают, что журналистов могли убить члены прохристианской группировки «Антибалака». Российские СМИ и выдвигают предположения, что к убийству могут быть причастны сотрудники ЧВК «Вагнер», которые опасались расследования журналистов.

В ЦУР заверяют, что вопросы безопасности и маршруты передвижения россиян обсуждались с одним из сотрудников миссии ООН в ЦАР, он же порекомендовал съемочной группе водителя. За всем тем руководитель информцентра ООН в Москве Владимир Кузнецов заявлял “Ъ”, что сотрудники миссии ООН в ЦАР «ни водителя, ни транспортного собственность российским журналистам не предоставляли». Следственный комитет России возбудил уголовное дело об убийстве (ст. 105 УК РФ).

Алексаша Черных, Анна Васильева, Муса Мурадов

Смотреть

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*