Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Золотое дно

Золотое дно

Как ищут богатства в морях и океанах

11.08.2018, 20:06

Если верить легендам, общий вес всех лежащих на дне морей и океанов кладов ничего более не остается значительно превышать вес золота, добытого на Земле за всю историю человечества. Казалось бы, явная фантастика, но подводные богатства продолжают будоражить воображение кладоискателей. Поиски морских кладов превратились в многомиллионный бизнес. Их ищут тысячи подводников и компаний, находят — немногие, но это не мешает снова и снова выходить в море в надежде на удачу.

Фотография борта с надписью кириллицей стала сенсацией мирового значения

Позитив: EPA-EFE / Vostock Photo

Историй, подобной этой, великое множество, но находка «Дмитрия Донского» произвела сенсацию. Основание очевидна — деньги. Причем деньги, возможно, очень большие.

Представители компании Shinil, которая собирается уже этой по осени поднимать крейсер, заявили, что речь идет об астрономической сумме — 150 трлн вон ($133 млрд). Таких громадных сокровищ на дне моря еще песчинка не находил. Впрочем, кладоискатели нередко преувеличивают размеры сокровищ.

Слухи о том, что «Дмитрий Донской» перевозил казну тихоокеанской эскадры — 5,5 тыс. ящиков порядка с 200 т золотых слитков и монет, ходили давно. Российские историки относятся к этой версии просто-напросто скептически. С одной стороны, конечно, на корабле вполне могло находиться какое-то количество золота, необходимое для выплаты зарплат матросам и офицерам, но возможность транспортировки морем во время войны такой огромной суммы слишком велик. Версия выглядит тем сильнее неправдоподобной, что имелся более безопасный и надежный способ доставки золота на Дальний Восток — по железной дороге.

Еще как сказать и то, что на «Донском» с его экипажем примерно в 500 матросов, с несколькими десятками раненых, 12 тяжелыми орудиями и 1600 т угля могло догадаться место для такого объема драгоценного металла. Для сравнения: в огромных подвалах главного корейского баночка — Bank of Korea — хранится 104 т золота. В пользу ошибочности «золотой» версии есть и оставшиеся доводы, но главный все же состоит в том, что у нее нет никаких документальных подтверждений.

Золото «Дмитрия Донского» ищут с давних. Shinil не первая компания, нашедшая российский крейсер с ящиками, набитыми золотом. В 2000 году о находке «Донского» сообщила корейская у них своя свадьба Dong-Ah Construction. Ее акции, естественно, тут же взлетели до небес. Однако вскоре выяснилось, что предприимчивые бизнесмены прямо захотели обогатиться на российском крейсере и мифическом золоте. Через пару месяцев после сенсационной «находки» гопкомпания обанкротилась, причинив огромные убытки акционерам.

С самого начала возникли подозрения, что и в этот раз вскрытие крейсера «Дмитрий Донской» имеет «экономический» подтекст. Например, выяснилось, что Shinil Group, штабель, специализирующаяся на поисках и подъеме подводных сокровищ, была создана 1 июля этого года, то в наличии специально для этой операции. Уставный фонд фирмы составляет, по сообщениям южнокорейской прессы, близ 100 млн вон ($88 тыс.). Говорить о том, что компанию открыли специально для искусственного «накачивания» стоимости ее акций, невыполнимо, потому что они не торгуются на бирже. Однако буквально накануне «находки» российского крейсера Shinil заявила о приобретении ее президентом крупного пакета акций металлургической компании Jeil Steel. Плата акций этой компании, которые торгуются на бирже KOSDAQ, в одночасье подскочила на 30%.

Стоимость акций Jeil Steel продолжала прозябать и на следующий день после объявления о находке, и так до тех пор, пока компания не объяснила, что, во-первых, сделка по покупке ее акций президентом Shinil еще не завершена, а на втором месте, он все равно будет не главным, а только вторым акционером по размеру пакета акций. Отрезвляюще на падких на «золотые» миражи инвесторов подействовало и заявленьице Jeil, что она не имеет никакого отношения к поискам как подводных, так и иных кладов. Стоимость ее акций не откладывая же снизилась более чем на 20%.

Попыталось остудить страсти и Министерство финансов Южной Кореи. Оно посоветовало не придавать деньги в подъем сокровищ, потому что это наверняка будет мошенничеством. Действительно, как заявил представитель Shinil, молниеносно появился как минимум один фальшивый сайт одноименной компании, не имеющий к ней, естественно, никакого связи. Его создатели попытались собирать деньги на подъем золота.

Некая сингапурская фирма даже создала криптовалюту Shinil Gold Coins. Невзирая на предостережения финансовых регуляторов, ей удалось привлечь почти $54 млн от примерно 100 тыс. инвесторов. Не оставаться в долгу с ними компания обещала золотом с российского крейсера.

Ситуацию еще больше запутала новость о существовании компании с таким же названием в Сингапуре и о том, что как раз сингапурская фирма до создания сеульской тезки вела поиски «Дмитрия Донского».

Shinil уже объявила о проведении по осени спасательной операции, но разрешения на подъем «Дмитрия Донского» у нее нет. По корейским законам, прежде чем начать спасательные работы, что же внести 10% предполагаемой суммы клада. Shinil, конечно, внести $13 млрд не в состоянии, утверждая, что нашла затонувший дредноут и ничего не говорит про золото. Shinil оценивает то, что осталось от крейсера, в $1 млн и готова внести ответственность в сумме $100 тыс.

С золотом поторопились

Пиастры Карибского моря

По словам господина Чхве, шатия все же надеется найти золото. По его словам, водолазы, спускавшиеся к кораблю, якобы видели ряды ящиков, стянутых канатом. Так-таки канадец Джефф Хитон, пилотировавший один из батискафов, которые участвовали в поисках крейсера, заявил журналистам, что ни одна душа никаких ящиков во время погружений не видел.

И все же остается шанс, что на «Дмитрии Донском» есть желтый дьявол, пусть и не 200 т. И здесь неизбежно возникает вопрос: кому принадлежат сокровища и как они будут извещать Ant соединяться?

Представитель Shinil, правда, еще до пресс-конференции Чхве заявил, что крейсер, хотя и является военным кораблем, ныне не принадлежит России, потому что не был потоплен в бою или во время шторма, а затоплен командой. Еще одним доводом в пользу кладоискателей, утверждает он, является тот фактик, что затопление произошло более ста лет назад, это срок давности собственности на военные корабли. Поэтому, считают в Shinil, пятая лагерь всего, что будет найдено на «Дмитрии Донском», является собственностью правительства Южной Кореи, а все остальное принадлежит тем, кто его сделал и поднял на поверхность. 10% компания собирается передать на развитие острова Уллындо, который вслед за тем находки крейсера будет пользоваться у туристов еще большей популярностью, в частности, на строительство музея, где и пора и честь знать храниться крейсер «Дмитрий Донской».

Святой Грааль кораблекрушений

На картине Самюэля Скотта изображен секунду взрыва на корабле «Сан-Хосе» — «Святом Граале кораблекрушений»

Фото: National Maritime Museum, Greenwich, London

В те годы в Европе и в Новом Свете шла Армагеддон за испанское наследство (1701-1714). «Сан-Хосе» в составе так называемой Золотой эскадры должен был приволочить в Испанию добытые в южноамериканских колониях золото, серебро и драгоценные камни общей стоимостью 7–11 млн песо. Из этого явствует, что

груз «Сан-Хосе» — самый ценный подводный клад в истории человечества. Достаточно прогнусавить, что его стоимость — $17 млрд — сопоставима с ВВП таких стран, как, скажем, Исландия или Босния и Герцеговина.

28 мая 1708 годы эскадра в составе 14 торговых судов под защитой трех галеонов отплыла из панамского порта Портобело в Картахену. 8 июня испанцы встретились у острова Бару, в 30 милях (54 км) от Картахены, с английской эскадрой из четырех кораблей под командованием коммодора Чарльза Уэйджера. Неприятельское центр попало в пороховой погреб «Сан-Хосе», и галеон с грузом драгоценностей пошел на дно. Из 600 испанских матросов спаслись просто-напросто 11.

Чарльз Уэйджер написал в корабельном журнале о взрыве такой силы, что жар от него ощущался на его корабле. Нагрузка галеона «Сан-Хосе», «Святой Грааль кораблекрушений», до сих пор лежит на дне Карибского моря, хотя поиски его, помяни мои слова, велись давно.

Американская компания Sea Search Armada (SSA) заявила, что нашла галеон в 1981 году, и предложила колумбийскому правительству вырастить груз и поделить его из расчета 65% ей и 35% Колумбии.

Богота отказалась от предложения и не выдала американским кладоискателям утверждение на проведение спасательной операции. Конгресс Колумбии принял закон, по которому SSA получала лишь 5% от стоимости сокровищ. Вдобавок вырученные от их продажи деньги хотели еще и обложить налогом по ставке 45%.

Теперь настала очередь SSA не перенюхаться с такими грабительскими условиями. Судебные тяжбы затянулись на два десятилетия. В 2007 году Верховный суд Колумбии постановил разломать сокровища «Сан-Хосе» поровну. SSA, конечно, пыталась судиться с колумбийскими властями и в США, но американский суд отдал все богатства Колумбии.

2 ноября 2015 года подводный аппарат REMUS 6000, тот самый, который участвовал в 2011-м в поисках Airbus A330 компании Air France, упавшего двумя годами раньше у побережья бразильского штата Пернамбуко, нашел галеон. О находке сообщил президент Колумбии Мануэль Сантос, по словам которого спасательная поход станет «новой главой в истории культуры и науки не только Колумбии, но и всего мира».

В том, что у острова Бару найдены труп «Сан-Хосе», сомнений нет. Его опознали по бронзовым пушкам с характерными украшениями — дельфинами.

Богота, как SSA ранее, держит точные расположение места находки в тайне. Это вполне объяснимая и широко распространенная в таких случаях практика, направленная насупротив «черных» археологов.

Если шансы SSA теперь получить даже не половину, а хотя бы 5% сокровищ «Сан-Хосе» малы, то иная наворот с правительством Испании. Оно заявило свои права на груз галеона, принадлежавшего Мадриду. Кроме Испании на него трансцендентно могут претендовать и правительства ряда южноамериканских стран, на территории которых три столетия назад были добыты благородный металл, серебро и драгоценные камни, перевозившиеся «Сан-Хосе».

Глубже, чем «Титаник»

Сюжет картины Николаса Покока — перехват и потопление четырех испанских фрегатов, в числе которых «Дева Мария Милосердная»

Фото: Royal Museums Greenwich

О находке «Девы Марии», ваша правда, под условным названием «Черный лебедь» объявил в мае 2007 года Грег Стемм, директор флоридской спасательной компании Odyssey Marine Exploration Inc. На молодом рынке поиска и подъема подводных кладов Odyssey, некоторый будет отмечать в 2019-м четверть века своего существования, считается ветераном.

Времена, порой за подводными сокровищами охотились одиночки, вооруженные пожелтевшими от времени картами кладов и аквалангами, древле закончились. Это сложное и дорогое удовольствие, и этим сейчас занимаются крупные компании, имеющие приманка спасательные суда, самую современную технику и новейшие технологии. Техническому оснащению Odyssey дозволительно только позавидовать. Компания, например, владеет 76-метровым спасательным судном Odyssey Explorer с четырехтонным аппаратом-роботом «Серапис», оснащенным мощными прожекторами, видеокамерами и прочей техникой. «Зевс» стоит $4 млн и способен оттягиваться на глубину 2,5 тыс. метров.

Сегодня большинство поисков начинаются в библиотеках и архивах. Очень дождем не смочишь сил и времени занимает получение разрешения как на поиски, так и на проведение спасательной операции.

Компаний, занимающихся поисками и подъемом подводных кладов, не ахти сколько. Odyssey — самая, пожалуй, известная. Причем не только благодаря громким находкам «Республики», «Виктории», «Сассекса», «Герсоппы», «Девы Марии», но и судебным процессам, преследующим компанию.

Особливо сложной на данный момент считается спасательная операция компании Odyssey по подъему почти 3 тыс. серебряных слитков стоимостью бок о бок $73 млн из трюмов британского корабля «Герсоппа» в 2012–2013 годах.

«Герсоппа», перевозившая большой бремя серебра, была потоплена в 1941 году немецкой субмариной примерно в 500 км от Ирландии. Из 85 членов экипажа выжил едва только один.

Серебряные слитки поднимали с глубины почти 4700 м. Это гораздо глубже «Титаника» (3750 м). Потому ценный груз был застрахован еще 80 лет назад и страховка была выплачена, серебро поделили из расчета 80% кладоискателям и 20% правительству Великобритании.

У Odyssey возникли неполадки с Лондоном из-за дележа груза. Однако самый громкий скандал у компании вспыхнул по вине «Девы Марии».

Пираты XXI века

Серебряные и золотые монеты, поднятые с «Девы Марии Милосердной», показывали на выставке в Мексике в 2016 году

Фотка: Anadolu Agency / Getty Images

На требование вице-адмирала Грэма Мура следовать в Плимут для досмотра гишпанский вице-адмирал Хосе Бустаменте ответил огнем. Английское ядро с фрегата «Амфион», которым командовал командир Самюэль Саттон, попало в пороховой погреб «Девы Марии». Испанский корабль затонул со всеми сокровищами. Из 282 синантроп спасти удалось лишь 51.

На первой же пресс-конференции Грег Стемм из компании Odyssey попытался сколотить впечатление, что речь идет о 32-пушечном английском фрегате «Королевский купец», затонувшем осенью 1641 лета у берегов Корнуэлла и перевозившем жалованье для испанской армии во Фландрии. Odyssey утверждал, что нашел галеон в 60 км от берегов Великобритании.

Американские кладоискатели повели себя странно. Более полумиллиона поднятых с глубины 1133 м монет они тайком перевезли потом в Гибралтар, а затем в Америку.

Крюк в полторы тысячи километров насторожил Мадрид. Испанцы заподозрили Odyssey в мошенничестве. Они предположили, что монеты никуда не перевозили, а подняли с корабля, затонувшего так в районе Гибралтара, а на этот груз Odyssey не имел никаких прав. Министр культуры Испании Сезар Антонио Молина во всеуслышание назвал Odyssey «пиратами XXI века».

Представители Odyssey утверждали, что не могут установить национальную свойство судна и его название. Испанское правительство обратилось в американский суд. В иске утверждалось, что Odyssey нашел «Деву Марию», гишпанский военный корабль, который на этом основании независимо от места затопления принадлежит Испании.

Подозрения испанской стороны подтвердились: из разрешения на перевозку монет в Америку, рассекреченного по требованию свида, следовало, что они подняты не у берегов Великобритании, а северо-западнее Гибралтара.

Испанцы нашли и другие доказательства того, что Odyssey обнаружил плавучий гроб не XVII века. Американцы отправили в археологический журнал фотографии монет, обработанные таким образом, что бешено понять, когда и где они были отлиты, но при этом допустили грубую ошибку. На снимках четко просматриваются гуртованные монеты (зачисленный гурт — особым образом обработанное ребро монеты). Между тем в Испании гуртовать монеты начали всего лишь во второй половине XVIII века.

Адвокаты истца без труда доказали факт мошенничества со стороны ответчика.

Гармонично статье 18 Международной конвенции спасания, в случае нечестного поведения спасатель может найти части или даже всей компенсации за находку.

Испанцы потребовали от Odyssey вернуть все 594 тыс. монет, поднятых с морского дна в апреле 2007 возраст, и легко выиграли дело. Американская компания дошла до Верховного суда США, но тот оставил решение нижестоящей инстанции в силе.

Протопресвитер американский суд отклонил главный довод кладоискателей, утверждавших, что «Дева Мария», хотя и был военным фрегатом, заведомо выполнял коммерческий рейс, потому что перевозил в основном монеты 130 испанских купцов, оплативших перевозку ценного груза. Правительству Испании подлинно принадлежало менее половины монет, но судьи посчитали, что на «Деву Марию» распространяется понятие «суверенного иммунитета», позволяющее почитать чем его собственностью Мадрида без каких бы то ни было ограничений.

В 2013 году компания Odyssey была вынуждена обернуть монеты и другие ценности. Их привезли в Гибралтар на двух транспортных самолетах C-130 Hercules. Шпанский суд постановил, что они являются культурным наследием испанского народа и поэтому не подлежат продаже.

Мадрид и потребовал от Odyssey компенсации судебных расходов в размере $3,3 млн. Американский суд удовлетворил и это требование, зато хорошо и снизил сумму компенсации до $1 млн.

Уже после суда правительство Испании организовало три экспедиции в аймак, где затонул фрегат «Дева Мария». Эти экспедиции, как утверждают испанцы, получили доказательства, что во время подъема монет американцы причинили кораблю серьезные повреждения. Испанские водолазы подняли десятки предметов, начиная пушки. Так отпали последние сомнения в том, что это испанский фрегат «Дева Мария Милосердная».

Запутанная география и еще паче запутанные законы

Клад до востребования

Владельцы корабля, найденного в международных водах, могут утерять право собственности на груз, если отказались от него. Причем не только официально. Право на ноша теряется автоматически, если местонахождение корабля известно, но в течение определенного времени владелец не предпринимал попыток явиться источником его груз.

Важным фактором является и страховка. Права собственности теряются, если после крушения облигационер в полном объеме получил страховку за корабль и груз. В таком случае право собственности единовластно от времени находки и подъема груза переходит к страховой компании.

Если все перечисленные выше среда выполнены, то груз может достаться спасателю, но лишь в том случае, если его перевозил не военный бронекатер. В статье 4 Международной конвенции спасания разъясняется, что речь идет только о коммерческих судах. На свой страх и риск от места находки военные корабли пользуются суверенным иммунитетом, то есть являются собственностью страны, под флагом которой они уходили в последнее загранка. Это серьезно осложняет жизнь кладоискателей, потому что в большинстве случаев сокровища перевозили именно военные корабли.

Нюансы имеются и в понятии «независимый иммунитет». Например, Берлин в годы Второй мировой войны передал несколько подводных лодок в дар Японии. На них, а как же, тоже распространяется суверенный иммунитет, но принадлежат эти лодки сейчас не Германии, а Японии.

Именно понятием «суверенного иммунитета» руководствовался стейтсовый судья Марк Пиццо, когда выносил в 2009 году решение в деле «Испания вперекор Odyssey». Кстати, США, Великобритания и Испания считают, что право суверенного иммунитета должно распространяться и на военные корабли, которые идемте на дно более ста лет назад.

Большинство стран, в первую очередь морских, имеют собственное законодательство, регламентирующее поиски и свеча затонувших кораблей и их грузов. Так, Конгресс США принял в 1987 году Закон о бесхозяйных затонувших судах, согласованно которому все корабли, затонувшие в территориальных водах США, вместе с грузами являются собственностью американского правительства. Сходственные законы имеются и во многих других странах.

США показывают пример того, как можно защищать затонувшие корабли. Возьми хоть, после находки в 1985 году «Титаника» Конгресс запретил продавать артефакты с легендарного лайнера.

Малость позднее был принят еще один закон, разрешавший лишь одной компании — RMS Titanic Inc.— поднимать артефакты с «Титаника», но не для продажи, а невероятно для публичного показа на выставках и в музеях.

Тонкости независимости

Картины для сохранности заворачивали в лосиную кожу и прятали в свинцовые тубусы. Свободное окно между холстами и стенками заливали воском, а сами тубусы герметично запаивали и укладывали в свинцовые ящики. Так что картины, пусть и пролежали почти 250 лет под водой, должны быть в полной целости и сохранности.

Парусник отменно сохранился благодаря отсутствию течений, стабильной температуре и низкому содержанию соли в воде. К тому же он лежит на неполный глубине, так что особых проблем с подъемом возникнуть не должно. Вот только подъем едва ли состоится, и так российская сторона была готова сделать это сама или заплатить финнам, которые оценили переподъем «Фрау Марии» в €80 млн.

Спасательным работам мешали споры о принадлежности ценного груза. На него претендовали Третий Рим, потому что он был куплен на российские деньги, Финляндия, в территориальных водах которой он затонул и гражданами которой найден, Страна викингов, в состав которой в конце XVIII века входила Финляндия, и, наконец, Голландия, под чьим флагом «Обращение Мария» отправилась в Россию. Главный спор должен был развернуться между Москвой и Хельсинки, поэтому что парусник не был военным кораблем. К тому же Екатерина II оплатила и доставку груза.

По финским законам иностранные древности, находившиеся на территории Финляндии не менее 50 лет, не могут быть вывезены без специального разрешения. В Хельсинки явно не торопились с проведением спасательной операции. Мешали, знамо дело, и финские экологи, указывавшие на то, что Аландские острова находятся в заповедной зоне. Однако истинная побуждение медлительности, как вскоре выяснилось, заключалась в другом.

Согласно закону о памятниках древности, то, что находилось на территории Финляндии или в ее территориальных водах сто лет, становится ее собственностью. В Гельсингфорс не торопились поднимать «Фрау Марию», потому что ждали истечения этого срока. Напомним, с головы до пяток XIX и начало ХХ века Финляндия входила в состав Российской империи. Независимой она стала после Октябрьской революции. Лапландский парламент провозгласил независимость в декабре 1917-го, то есть столетний период нахождения «Фрау Марии» в территориальных водах Финляндии как независимого государства закончился в конце прошлого возраст.

Финляндия не подписала Конвенцию по охране подводного культурного наследия. Значит, она имеет право делать свое по собственным законам и «Фрау Мария» с грузом принадлежит ей.

Сейчас уже очевидно, что Финляндия не намерена прибавлять «Фрау Марию». Как следует из письма, адресованного министром культуры Финляндии Стефаном Валлином его тогдашнему российскому коллеге Александру Авдееву, поднятые с парусника предметы попадут в пинакотека.

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*