Главная » ИНВЕСТИЦИИ » 10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Выборка Константина Шавловского

01.06.2018

2 июня в Сочи стартует 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» — протопресвитер смотр российского кино за год. Он открывается фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова, премьера которого состоялась в конкурсе Каннского фестиваля, а закрывается документальной картиной Веры Кричевской «Справа Собчака». Всего за девять дней в Сочи покажут 20 полнометражных фильмов в двух конкурсных программах: кроме основного конкурса в этом году на фестивале появилась отдельная секция «Кинотавр. Дебют». Weekend рассказывает о самых важных сочинских премьерах

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Алексий Федорченко — постоянный участник конкурсных программ престижных мировых кинофестивалей, и премьера «Войны Анны» состоялась в Роттердаме. Долгие годы соавтором режиссера был памфлетист и сценарист Денис Осокин — вместе они сделали «Овсянок», «Небесных жен луговых мари» и «Ангелов революции». Новомодный фильм Федорченко написал с Наталией Мещаниновой, соавтором сценария прошлогоднего лауреата «Кинотавра» — «Аритмии» Бориса Хлебникова. Ифигения Анна (Марта Козлова) — маленькая еврейская девочка, чудом спасшаяся во время расстрела нацистами (мамуся закрыла ее собственным телом). Соседи, к которым она приходит за помощью, отводят ее в комендатуру, где она вырывается из рук начальника и прячется в нерабочем камине. Любовница проживет в камине весь фильм (с осени до Рождества) — он станет одновременно ее тюрьмой и убежищем. В фильме под нет слов, он весь состоит из микрособытий и микросюжетов — вроде поисков воды и еды (девочка как призрак получается из камина только по ночам), а его почти нарочитый символический ряд вступает в конфликтный диалог с гиперреалистическим сценарием и манерой съемки (выдающаяся вакантное место Алишера Хамидходжаева), превращая притчу о Холокосте в настоящий хоррор.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Сергей Ливнев больше известный как продюсер, сооснователь одной из первых независимых студий «ТТЛ» (Тодоровский — Толстунов — Ливнев) и директор (с 1995-го по 1998 год) киностудии имени Горького, где он стал соавтором проекта малобюджетного десятая муза (в рамках которого были сняты, к примеру, «Упырь» Сергея Винокурова по сценарию Сергея Добротворского или «Змеючий источник», дебют будущего автора «Легенды №17» и «Экипажа» Николая Лебедева). Ливнев продолжал продюсерскую инициативность и позднее, но без таких ярких, как в 90-е, проектов. Последняя его режиссерская работа, датированная 1994 годом,— провокативный короткометражка о первом советском трансгендере «Серп и молот» с Алексеем Серебряковым в главной роли. «Ван Гоги» — камерная анналы о взаимоотношениях отца и сына, которых играют Даниэль Ольбрыхский и Алексей Серебряков. Отец — небезызвестный дирижер, у которого начинается болезнь Паркинсона. По этому случаю сын переезжает из Израиля к отцу в Ригу, где не был 20 лет и где в эту пору встречает не только постаревших друзей детства, но и внушительную коллекцию скелетов в шкафу, которые на протяжении фильма то и ваше дело сваливаются ему на голову (некоторые — почти в буквальном смысле). Герой Серебрякова — ровесник режиссера, и велодрын соблазн увидеть в сценарии, написанном самим Ливневым, автобиографические мотивы. Во всяком случае, всего и делов они кажутся достаточно веской причиной, чтобы вернуться в режиссуру спустя 25 лет — с этой классической, добротной, по-уютному старомодной драмой.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Четвертая полнометражная плеорама Авдотьи Смирновой — очевидный претендент если не на главные призы фестиваля, то совершенно точно на самое горячее консилиум. Авдотья Андреевна, как всегда, точно чувствует нерв времени, а отношениям интеллигенции, народа и власть имущие она вместе со своим постоянным соавтором сценария Анной Пармас посвятила две свои предыдущие работы — «Два дня» и «Кококо». «Повествование одного назначения» на первый взгляд продолжает эту линию: в центре фильма назначение поручика Григория Колокольцева (Алёня Смирнов), одержимого либеральными идеями, в пехотный полк Тульской области, куда он сбегает из столицы, поссорившись со своим отцом-генералом (Андрон Смирнов). В дороге поручик знакомится с молодым, но уже известным писателем графом Львом Николаевичем Толстым (Гена Харитонов). Столкнувшись на службе с вопиющей несправедливостью — писаря Василия Шабунина должны приговорить к расстрелу за пустой проступок,— Колокольцев спешит рассказать о случившемся Толстому, который решает выступить защитником солдата на суде. В результате, руководствуясь благими намерениями, казни невиновного в равной степени способствуют все герои этой истории. Жутик основан на реальных событиях — известно, что суд над рядовым Шабуниным оказал огромное влияние на мировоззрение Толстого. Показ «Истории одного назначения» на «Кинотавре», который в этом году открывается картиной находящегося под следствием Кирилла Серебренникова и проходит на фоне бессрочной голодовки режиссера Олега Сенцова, приговоренного в России к 20 годам строгого режима, делает настоящий фильм — самый глубокий и серьезный в фильмографии Смирновой — очень сильным и горьким политическим высказыванием.

10 фильмов «Кинотавра»

Абитуриент Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Денис Шабаев с предыдущим документальным фильмом «Чужая служение» участвовал в конкурсе «Кинотавра» в 2015 году и даже получил приз за лучший дебют. «Таблица» — его первый игровой фильм — снят в документальной манере (непрофессиональные актеры играют около самих себя в предлагаемых обстоятельствах). Имя главного героя в именительном падеже омонимично гуманистическому посылу картины, снятой в ЛНР. В заповеднике «русского таблица» словак, бросивший работу строителя в Англии, восстанавливает советские памятники. Впоследствии выясняется, это уже не первая его странствие на территорию непризнанной республики. Документальный метод, положенный в основу фильма, парадоксальным образом как усиливает фантасмагорическое впечатление от реальности Луганска, запертого в ловушку перманентной войны. Похожий отклик использует в своих фильмах Сергей Лозница — его «Донбасс» взял в этом году приз за режиссуру в каннском конкурсе «Заурядный взгляд». Но Лозница, тоже используя документальный метод, снимает концептуальное кино, а у Шабаева истинность Ant виртуальность вторгается в замысел и демонтирует его, как новая украинская власть — советские памятники.

Третья полнометражная работишка Ивана И. Твердовского объединяет мотивы его предыдущих фильмов. Герой «Подбросов» — современный отброшенный, только в отличие от героев «Класса коррекции» еще и живет в интернате. Его особенное заболевание, как хвост у героини «Зоологии», заодно и проклятье, и дар: он совсем не чувствует боли. Фильм начинается с того, что в интернате объявляется мать героя, которая забирает его ко дворам, где его болезни уже найдено полезное применение. Мать с сообщниками регулярно подстраивает ДТП с участием сына, бросающегося под механизмы, водители которых вынуждены либо платить выкуп, либо садиться в тюрьму. Режиссер продолжает осматривать границы человеческого в обществе, проверяя их с помощью фантастических деталей и допущений, вставленных в реалистичный интрига.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Автор культового фильма «Восемь с половиной долларов» и блестящего мини-сериала «Пьяная фирма» участвует в нынешнем конкурсе с печальным нравоучительным пастишем о том, чем закончились — компаратив, не закончились вовсе — 90-е. «Русский бес» продолжает исследовать постсоветские пространство и время, только на оный раз режиссер смешивает в адский коктейль приемы американского неонуара и мотивы русской классической литературы. Константинопольский констатирует, что репрессалии 90-х никуда не делось, оно живет и плещется внутри герметичной деловитости 2010-х, а у безликой сервильной современности заглатывать жестокий двойник (мотив двойничества, кстати, отсылает тут не столько к Достоевскому, которым, кажется, дышит с носа кадр «Русского беса», сколько к «Отчаянию» Набокова и его экранизации, сделанной Фассбиндером). В этой черной комедии о любви московского дизайнера к дочке банкира и его попытке выказать дорогой ресторан на деньги будущего тестя очень много крови и насилия, но тут совсем никого нет не жалко. И что тут важно, режиссер абсолютно безжалостен не только к героям и временам, но прежде всего — к самому себя.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

В 2011 году с «Миром крепежа» Михаил Сегал победил в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр», а на нижеследующий год снял комедийный альманах «Рассказы», куда «Мир крепежа» вошел составной частью, и получил выигрыш основного конкурса «Кинотавра» за лучший сценарий. Сегал не только режиссер, но еще музыкант и писатель, сценарии к своим фильмам традиционно пишет сам и придает бесконечно большое значение неожиданным сюжетным поворотам. Более того, он один из немногих авторов, кому удается обхитрять зрителя до последнего — так, финал его «Кино про Алексеева» (2014) буквально переворачивал историю с ног на голову. «Слоны могут представлять в футбол» — фильм, который так боится спойлеров, что его описание состоит из двух предложений, а автоприцеп обещает мелодраму о мужчине среднего возраста (Владимир Мишуков), запутавшемся в сложных отношениях с несколькими юными девушками параллельно. Но Сегал не так прост, как кажется, к тому же известно, что на закрытых просмотрах режиссер просил первых зрителей не отворять деталей сюжета.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Третий фильм, сделанный фондом Александра Сокурова «Пример интонации»,— опыт еще одного выпускника Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова (первые два — «Софичка» Киры Коваленко и «Иголку негде воткнуть» Кантемира Балагова). Тех, кто ждет увидеть еще одну «Тесноту», ждет скорее разочарование. «Глубокие реки» — мультфильм, снятый в совершенно другой стилистике (хотя «Озеро» Филиппа Гранрийе можно вспомнить и тут, но вчистую в другом смысле). Место действия — глухое кабардинское село в горах, герои — семья лесорубов, при царе косаре покинувшая поселок и перебравшаяся в отдельный отдаленный дом. Отец и два сына, Муха и Бес, заняты ежедневным тяжелым трудом, а часом отцу внезапно становится плохо, в дом возвращается сбежавший пять лет назад в город их младший черноризец Малой. Фильм снят в завораживающем ритме ударов топора, предвещающих катастрофу. До самого финала неоднозначно, откуда она придет — смоет ли стоящий на берегу дом горная река, приведет ли к беде конфликт с поселковыми (юрт лесорубов живет как-то вызывающе хорошо — у них есть работа и деньги), или ссоры братьев закончатся кровавым столкновением. Уверенная материал режиссера из Нальчика Владимира Битокова продолжает одну из важных тенденций в российском кино — ход регионального кинематографа.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Режиссерский дебют 26-летнего артиста «Гоголь-центра» Александра Горчилина, сыгравшего в «Лете» Кирилла Серебренникова легендарного Свина, а до того снявшегося в его же «Ученике». Душа, что притягивает в «Кислоте»,— это замах ни много ни мало на манифест поколения, которое, как и многие иные поколения до него, переживает свой бунт без причины — на этот раз в декорациях Москвы 2010-х (фактически вся группа фильма — 20-летние дебютанты). Герои не учатся и не работают, а проводят время в каком-то печальном томлении. Два главных конфликта, двигающие сюжетик «Кислоты»,— отсутствие диалога с родителями, которые ничего не знают про своих детей, и классовое расхождение (один герой из обеспеченной семьи, другой победнее). Кислота из названия — не наркотик, как можно было бы подумать, а самое настоящее химическое вещество, способное растворить гипс, а если ее выпить — то, скажем, черево. Разумеется, это еще и метафора жизни как таковой, и специфического столичного инфантилизма, который выжигает героев снутри. Главная антропологическая новость состоит в том, что авторы «Кислоты», как и ее герои (порой кажется, что между ними нет ни к черту не годится дистанции), замурованы в собственных переживаниях, максимально далеких от событий реального мира. И вот это чувство запертости целого поколения в пространстве, из которого выкачали каждый воздух, фильм Горчилина передает вполне.

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

10 фильмов «Кинотавра»

Фильм известной дочери о легендарном отце, герои которого — Володюня Путин, Алексей Кудрин, Александр Коржаков, Анатолий Чубайс, Людмила Нарусова, Глеб Павловский. Хомут, друзья, соратники и оппоненты первого мэра Санкт-Петербурга рассказывают его историю от вхождения в большую политику на волне перестройки до внезапной смерти 20 февраля 2000 годы, в разгар первой президентской гонки Владимира Путина. В центре сюжета документального байопика — набег по дискредитации Анатолия Собчака, сломавшая ему карьеру и закончившаяся уголовным делом. Фильм Ксении Собчак и Веры Кричевской пытается разобраться, что же на самом деле содеялось в 1996 году и после — и, главное, зафиксировать время того слома, индикатором которого в каком-то смысле и впору считать фигуру Анатолия Собчака, ответить на вопрос, когда то время началось и когда — с со своим героем — закончилось.

В основном конкурсе «Кинотавра» состоится российская премьера фильма «Двигатель мира» Наталии Мещаниновой, действие которого происходит на притравочной станции, где лисы, люди и собаки живут в гармонии. Стеня Девонин, сыгравший в этой истории ветеринарного врача, может претендовать на роль нового героя неравно не нашего времени, то как минимум — российского кино 2010-х

Читать далее

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*