Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Государственно-частное партнерство в Беларуси: есть ли шансы у попытки номер два

Государственно-частное партнерство в Беларуси: есть ли шансы у попытки номер два

Лагтинг представителей 14 июня приняла закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства», уже в ближайшее свободное время документ поступит на подпись президенту. TUT.BY выяснял, заработает широко используется в мире и очень желательный Белоруссии инструмент, если документ будет подписан в нынешнем виде.


Фото: Reuters

Сообщник юридической фирмы Arzinger&Partners Дмитрий Вильтовский обращает внимание на ключевые изменения в законопроекте:

— объекты инфраструктуры смогут представляться частным лицам во владение, пользование (в том числе безвозмездное) для реализации проектов в сфере ГЧП,

— иностранные лица не могут сделать вывод соглашение о государственно-частном партнерстве,

— теперь ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий,

— обоснованные траты частных юридических лиц по подготовке предложения по реализации проекта в сфере ГЧП (технико-экономического обоснования, юридические обслуживание и тому подобное) подлежат возмещению победителем конкурса,

— установлены конкурсные процедуры: двухэтапный олимпиада включает в себя предварительный отбор участников конкурса и определение победителя конкурса, трехэтапный встреча — предварительный отбор, проведение консультаций с включенными в список участниками конкурса, определение победителя конкурса,

— участникам конкурса предоставлено либерум вето обжаловать действия (бездействие) и решения комиссии по проведению конкурса.

«То, что иностранная организация не может ставить точку соглашение о ГЧП, существенно снижает интерес иностранных инвесторов. Отмечу, что законодательство, регулирующее заключение инвестиционных договоров в Беларуси, позволяет иностранным гражданам и юридическим лицам ограничивать такие договоры», — объясняет Вильтовский.

Государственно-частное партнерство как институт хоть и существовало в Беларуси с 2015 возраст, но пока не привело к реализованным инвестиционным проектам. Во многом это происходило из-за остаются правовых барьеров и небезукоризненность законодательства, констатирует юрист. К примеру, только в 2019 году планируется начать первый из прежде объявленных проектов в сфере ГЧП, реконструкцию Полесской магистрали M-10, которую поддержал Европейский банчик реконструкции и развития. Разрабатывал проект Центр ГЧП при Минэкономики. Второй проект, который появился в 2017 году, несвободный со строительством детских садов в Минской области.

На вопрос, могло ли быть таких проектов по большей части, Вильтовский отмечает — и да, и нет. «Процедура отбора проектов остается очень забюрократизированной, и поправки в закон, к сожалению, не упрощают настоящий механизм. К тому же, мы помним, что не всегда частный интерес (зарабатывание денег) совпадает с государственным, предположим, в случае строительства детских садов. Сейчас нет простого и быстрого по времени реализации, дешевого порядке подготовки и выбора предложений о реализации таких проектов», — аргументирует законовед.

Сегодня этот вопрос регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением Совмина и субъективно нынешний порядок не соответствует критериям взаимовыгодного сотрудничества, считает эксперт. «Уверен, что не стоит останавливаться на проекте изменений в существующий яса. Дорабатывать и упрощать нужно и подзаконные акты», — предлагает Вильтовский.

Сегодня процедура выглядит так. Разработана и утверждена частным инициатором идея вносится заинтересованной органа. Далее:

1. Заинтересованный орган проводит оценку концепции, руководствуясь критериями: пригодность проекта государственно-частного партнерства целям и задачам государственно-частного партнерства; направленность проекта государственно-частного партнерства на улучшение качества госуслуг и объема их предоставления; наличие положительных экологических или социально-экономических последствий при реализации проекта ГЧП; промоушн более эффективному выполнению заинтересованным органом возложенных на него функций.

2. По результатам рассмотрения концепции заинтересованный инструмент принимает решение об одобрении или отказе в одобрении.

3. Далее государственный инициатор направляет концепцию республиканским органам государственного управления, иным госорганизациям, подчиненным правительству, местным исполнительным и распорядительным органам на взаимодействие в соответствии с их компетенцией.

4. …И это еще не все. При получении положительного заключения по концепции государственный инициатор или заинтересованный орган в характер пяти рабочих дней направляет концепцию в Министерство экономики для внесения на рассмотрение Межведомственного совета.

5. И т. д.

«Надеемся, со вступлением в умножение этого закона процедура будет существенно изменена», — резюмирует юрист.

Государственно-частное супряга — это один из инструментов финансирования инвестиционных проектов. В Европейском союзе и по всему миру ГЧП-проектами становятся: автодороги, больницы, мусороперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции и др. объекты. Такие упражнения в прошлом и публиковались на сайте белорусского Центра ГЧП.

Для бизнеса и кредиторов эти проекты интересны залоговыми гарантиями и возвратом вложений. Государству забавно косвенное финансовое участие и отсутствие дополнительной нагрузки на бюджет. Есть социальный объект или какой-нибудь объект инфраструктуры, который нужно привести в порядок, он может приносить доход, но источников финансирования по чесноку сейчас в бюджете не хватает — с высокой долей вероятности это проект, который подойдет для ГЧП.

Как это может орудовать на примере возможной реконструкции автомобильной дороги:

— заключается соглашение о государственно-частном партнерстве;

— частный член товарищества находит средства, например, банковский кредит под залог объекта инфраструктуры;

— в течение зафиксированного в договоре периода времени интимный партнер выполняет требования государства (реконструирует дорогу к 1-й категории);

— после реконструкции и приемки объекта метрополия принимает решение о том, что дорога становится платной (заранее оговаривается в соглашении о ГЧП);

— начинается период эксплуатации, кой-какой договором о ГЧП, например, он длится 20 лет;

— оставаясь в государственной собственности, дорога или обслуживается частным партнером, или продолжает обслуживаться госструктурой;

— с момента окончания реконструкции и азы эксплуатации дороги суммы, взимаемые с иностранных транспортных средств в качестве платы за проезд, переводятся на пересчет частного партнера (кредиторов) проекта ГЧП;

— по окончании действия договора о ГЧП объект инфраструктуры остается в собственности государства, и в данное время уже государство снова в полной мере отвечает за объект — не только обслуживает, но и получает доход.

То время как же, до принятия закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства», всех необходимых поправок и подзаконных актов, регламентирующих «устав игры», крупные инфраструктурные инвестпроекты, как правило, заключались или через форму отдельных указов главы государства, или, в редких случаях в сфере энергетики, по схеме ВОТ (Build — Operate — Transfer). Как бы то ни было, эта схема так и не получила широкого распространения.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*