Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Бензин растворяет независимость

Бензин растворяет независимость

АЗС учатся греховодить без прибыли

24.08.2018

Новый виток роста оптовых цен на бензин и дизтопливо в конце августа грозит затруднить ситуацию для независимых АЗС, которые весной и так были поставлены на грань выживания. Такие заправки покупают спиртное у нефтекомпаний и вынуждены либо торговать в убыток, либо повышать цены, что приводит к оттоку клиентов. В результате небольшие тайник АЗС, чтобы остаться на рынке, могут быть вынуждены или идти под франшизы крупных нефтяников, или повышать качество топлива.

Бизнес-план по работе в убыток

Глава управления Тэк и химпрома ФАС Дмитрий Махонин: «В независимых АЗС мы трепетно относимся»

Как рассказал «Ъ» глава ассоциации «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, уже к концу мая перекос в ценах достиг такого масштаба, что достоинство бензина на АЗС была ниже цены оптовой закупки на 2-4 руб. на 1 л. До этого момента «запас прочности» независимых АЗС закончился, были реализованы объемы топлива, купленные по старым, побольше низким ценам, — рассказывает господин Ашихмин. Первыми стоимость бензина на АЗС подняли независимые операторы, которым уступать товар в минус стало трудно, после чего водители перешли заправляться на станции нефтекомпаний. По оценке господина Ашихмина, в результате независимые АЗС Петербурга потеряли до 40% потребителей.

На спад спроса на 20-30% за время кризиса жалуется и участник топливного рынка Нижнего Новгорода. Он говорит, что для мелких участников рынка в опте курс была выше, чем цена на заправках «ЛУКОЙЛа» и «Газпром нефти». «Нам нужно было отрежиссировать наценку минимум 2 руб., для того чтобы сработать только на налоги. А чтобы работать в ноль, нужно водружать наценку рублей на шесть»,— говорит он. Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь ГСМ» Юля Золотовская отмечает, что всю весну независимые АЗС были вынуждены держать розничные цены выше, чем у ВИНК. Различие в ценах у некоторых независимых АЗС и сетей ВИНК доходила до 2 рублей. на 1 л, поскольку независимые не могли себя позволить ставить розничную цену ниже оптовой. «Сейчас эта разница может составлять двор о двор 50-60 коп.»,— отмечает г-жа Золотовская. В результате, по ее словам, весной объемы реализации на новосибирских АЗС упали на 20% по сравнению с 2017 годом, и хоть сейчас, после некоторой стабилизации, «объемы не достигли значений начала года, они примерно на 10% не столь». В Алтайском крае, по словам председателя местного топливного союза Юрия Матвейко, объемы реализации на независимых АЗС упали в два-три раза.

Реализовываться Ant покупаться или бодяжить

Исполнительный директор «Уралконтрактнефти» Александр Русаков: «Цена выросла, а денег у людей преимущественно не стало»

В конце мая правительство приняло экстренные меры по стабилизации рынка, снизив акцизы и договорившись с ВИНК о замораживании розничных цен и снижении цен в опте. В результате негативная для независимых АЗС картина была законсервирована — их цены по-прежнему выше, чем на заправках ВИНК. Как отмечает Олег Ашихмин, в Петербурге неодинаковость составляет 1,5–3,5 руб. на 1 л, и пошли весной потребители не возвращаются на независимые АЗС. Хотя стихийного ухода АЗС с рынка посчастливилось избежать, некоторые владельцы, не выдерживая конкуренции с ВИНК, выставляют бизнес на продажу. В основном это касается небольших сетей. Так, мотня «Линос», которой принадлежат 25 АЗС в Петербурге (около 5% рынка) и 16 АЗС в Ленинградской области (приблизительно 6% рынка), перешла под управление ВИНК без ребрендинга. «Ситуация такая, что берем кредиты, дабы платить налоги, потом будем брать новые кредиты, чтобы брать новые сумма,— сетует один из участников рынка.— Таких независимых игроков, как мы, в Нижнем Новгороде осталось рука об руку 3%, все остальное — крупные поставщики или компании, работающие по франшизе с ЛУКОЙЛом». Конкурировать с ВИНК становится высокопочтенный сложно, признает владелец АЗС в Челябинской области Алексей Поздеев, многие продают свой гешефт. «После мер, принятых государством в июне, стало немного легче, но этого явно недостаточно»,— отмечает он.

Одним из традиционных, даром что и незаконных способов выживания для независимых АЗС остается ухудшение качества топлива. «Небольшие игроки ищут дешевое спиртное, смешивают его с тэушным (производимые согласно ТУ.—

Гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов — о том, как выживают независимые АЗС

На самом деле единственным существенным способом повысить рентабельность, не переходя под контроль ВИНК, для владельцев независимых АЗС остается изощрение побочных бизнесов. Это продажа стеклоомывающей жидкости, масел, освежителей салона и т. д., а также кафе или краткий магазин при заправке. «На одном семинаре для участников рынка представитель одной из ВИНК нам так и сказал: продавайте бутерброды, забудьте о прибыли от бензина»,— рассказал «Ъ» компаньон одного из крупнейших независимых операторов АЗС в Центральной России. Продавцы привлекают покупателей и магазинами, и накопительными баллами и скидками, подтверждает виновник саратовской компании ООО «Люксойл» Виталий Андреев. «Уже сейчас на продажу кофе и печенья я зарабатываю сильнее, чем на топливе»,— грустно замечает один из собеседников «Ъ».

Помощи ждут от регуляторов

В Минэнерго сообщили, что по причине принятым правительством мерам маржинальность АЗС сейчас в положительной зоне. Хотя собеседники «Ъ» на рынке признают, что разряд стабилизировалось, в будущем они ожидают ухудшения ситуации с начала нового этапа налогового маневра с 2019 возраст, а также одновременного роста акцизов и НДС. Как отмечает Юлия Золотовская, мер правительства недостаточно, чтобы поднять состояние независимых АЗС. По ее мнению, стоит отменить повышение акцизов с 1 января 2019 года. Мадонна Золотовская также подчеркивает, что нефтекомпании снижают поставки топлива (на 4,2% к прошлому году по Новосибирской области). «Такое действия можно назвать саботажем решений правительства. Необходимо установить четкие правила: пока явный рынок не насыщен, продавать на экспорт товар ВИНК не должны»,— говорит она. Юрий Матвейко добавляет, что за последние три-четыре годы в Алтайском крае прекратили существование около 70 АЗС — в основном из-за ограничений в поставках ГСМ.

В устремленность последних месяцев отраслевые ассоциации, в частности, Российский топливный союз, предлагают правительству небо и земля меры для помощи независимым АЗС. В основном речь идет о мерах административного давления на ВИНК: основание заградительных экспортных пошлин на топливо (такое право Белый дом за собой оставил), запрет или существенное ужимание экспорта бензина, повышение нормативов биржевых продаж и введение госрегулирования рентабельности в оптовом и розничном сегментах. Комплексность этих мер означает фактическое превращение розничного бизнеса в сегмент с гарантированной доходностью, который субсидируется за итог оптового звена ВИНК или бюджета. «Вот только вопрос, зачем тогда государству нужны будут частные владельцы сих АЗС», — мрачно замечает один из собеседников «Ъ» на рынке.

Дмитрий Козлов, Юрий Барсуков; региональные редакции «Ъ»

Галотерм: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*