Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Реформа: в сухом остатке

Реформа: в сухом остатке

Все, что нужно beau-monde о пенсионной реформе

29.08.2018

В середине июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о планах повысить пенсионный возраст с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин, таким образом, публично запустив пенсионную реформу, которая готовилась правительством с 2012 года.

В обозримом будущем при текущем состоянии пенсионной системы государство кончай не в состоянии выполнять свои социальные обязательства. Уже сейчас страховые пенсии только на 70% обеспечиваются соответствующими взносами в ПФР, что собираются с зарплат работников. Остальное обеспечивает документ из федерального бюджета. В 2017 году он составил 2,07 млрд руб., или 2,25% ВВП. Даже с учетом трансферта баланс ПФР остается отрицательным с 2014 лета.

Правила повышения

Если в 1970 году на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего гражданина, то в 2019 году это соотношение снизится до 1,8, пояснила в июне вице-премьер Татуня Голикова. Несмотря на увеличение номинальных пенсий, по данным Росстата, реальный рост пенсий нет с 2013 года, а отношение среднего размера пенсий к среднему размеру зарплаты уменьшилась с 36% в 2010 году до 34% в 2017 году.

Вычисления Минфина

По расчетам Минфина, уже по 2019 год пенсионная реформа позволит увеличить собственные доходы бюджета ПФР быстрее его расходов — на 287 млрд руб., а в 2020 2021 годах они будут увеличиваться на 4,8% и 6,8% соответственно. Это с 2020 года снизит трансферт из федерального бюджета. Оценки Минэкономики предполагают, что повышение пенсионного возраста в 2019-2024 годах увеличит темпы роста ВВП на 1,3 процентного пункта (п. п.) и добавит к численности экономически активного населения 300 тыс. прислуги в 2019 году и 1,8 млн — до 2024 года.

Если пенсионный возраст не повысить, соотношение численности пенсионеров к занятым в 2036 году возрастет до 55,4% на фоне уменьшения трудоспособного населения на 3,2 млн индивидуум по сравнению с 2018 годом, рассчитали аналитики агентства Moody’s, отталкиваясь от данных демографического прогноза Росстата.

Реформа и рынок труда

В Райффайзенбанке считают, что изменение к 2024 году добавит на рынок труда 5,3 млн человек, а к 2034 году — 12,2 млн человек. Общее количество пенсионеров в условиях реформы сокращается в среднем на 500 тыс. человеческое существо в год, а при неизменных условиях растет на 300 тыс. человек в год (это очевидный плюс реформы для госфинансов), отмечают аналитики банка. Однако за реформы занятость людей в возрасте вслед за тем 55-60 лет будет ускоренно снижаться, что спровоцирует рост безработицы среди этой группы населения, считают в банке.

Сценарий Райффайзенбанка

В оптимистическом сценарии искренний эффект реформы для ВВП и доходов населения оказывается близким к нулю на фоне перераспределения доходов. Доходы тех, кто сможет найти работу, как минимум останутся стабильными (или хоть возрастут), однако те, кто не сможет найти работу, потеряют в доходах, став безработными. Расчеты Райффайзенбанка не учитывают влияния на экономику госрасходов, связанных с возможным инвестированием сэкономленных в результате реформы средств (по оценкам бикс, в случае ежегодного увеличения всех пенсий на 1 тыс. руб., как заявляли в Минтруде, такая экономия составит 602 млрд руб. до 2024 года).

ЦМАКП: особое угол зрения

С учетом планируемых мероприятий по дополнительной социальной защиты работников старшего возраста выход на рынок труда тех, кто предпочел бы уйти на пенсию, по мнению ЦМАКП, ухудшит замет молодежи, выходящей на рынок труда. «Разогрев» рынка труда, по оценкам центра, может войти в резонанс с высвобождением занятых, связанных с реализацией задачи президента по повышению производительности труда (высвободит на крупных и средних предприятиях 3,1-3,4 млн из людей). Это, по мнению экспертов, на фоне повышения НДС негативно скажется на динамике заработной платы.

В ЦМАКП рассчитали два прогнозных сценария («без учета налоговых мер» и «с учетом налоговых мер») при цене нефти $60-65 за барель в 2019-2026 годах и $75 за баррель в 2035 году, отсутствии новых экономических санкций и реализации значительной части стимулирующих мер из послания президента Федеральному собранию. По сим расчетам, налоговые меры позволяют сбалансировать Пенсионный фонд и бюджетную систему. При сохранении минимальной индексации пенсий (в 2019 года пенсии увеличиваются на 1 тыс. руб. для неработающих пенсионеров; с учетом отсутствия индексации пенсий для работающих пенсионеров это означает 4,2% дополнительного прироста пенсий в реальном выражении) нехватка Пенсионного фонда снижается с 1,4% ВВП в 2020 году до 0,8% ВВП в 2030 году. Это вместе с повышением ставки НДС позволит обеспечить сбалансированность бюджета и дополнительную индексацию пенсий на 1,5 в. п. начиная с 2025 годы по сравнению со сценарием «без налоговых мер».

Последствия для экономики

Экономисты ЦМАКП ожидают в целом негативного влияния предлагаемых мер на экономический рост. Особенно сильным, на их сторона, оно будет 2019-2022 годах, когда эффект от повышения НДС, высоких процентных ставок и пенсионной реформы будет максимальным, а масштабная индексация пенсий еще невозможной. Доход для экономического роста в этот период могут превысить 0,5 п. п. ВВП в среднем за год. По мере индексации пенсий они снизятся до 0,1-0,3 в. п., но как и раньше в основном эти урон Ant прибыль будут связаны со снижением реальных доходов и потребления домохозяйств.

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*