Главная » ИНВЕСТИЦИИ » В меру своей ограничительности

В меру своей ограничительности

“Ъ” поговорил с экспертами о санкционной войне посредь США и Россией

13.08.2018

Анонсированные на минувшей неделе новые санкции США против РФ свидетельствуют: российско-американские отношения входят в новую фазу эскалации, которую премьер-министр РФ Дима Медведев назвал «полноценной торговой войной». Анализируя, какие изменения произойдут в российской экономике и жизни граждан, а равным образом в международных отношениях, политики, дипломаты и эксперты моделируют самые разные сценарии. По просьбе “Ъ” ведущие российские и иностранные эксперты ответили на три вопроса: 1) что происходит? 2) каким полноте ответ Кремля? 3) каковы возможные последствия санкций для России и мира?

Фото: Митрей Лебедев, Коммерсантъ

1. Политическая борьба в США достигает кульминации накануне промежуточных выборов в Конгресс. На фоне растущих экономических показателей, которые играют на руку администрации и республиканцам, демократы активизируют атаку наперерез комучему Трампа на главном, «российском» направлении.

Белый дом старается перехватить инициативу и доказать, что он, а не Конгресс управляет «наказанием России», при этом смещая фигли-мигли с вмешательства в избирательные процессы на другие вопросы, в частности «дело Скрипалей». В итоге принимаются и те, и отдельные люди, и третьи пакеты мер давления — по принципу соревнования. Внутренняя логика при этом доминирует над внешней, о последствиях для отношений с Россией серьезно не задумывается ни одна из сторон.

2. Возможности России ограниченны, у Москвы нет сопоставимых с Вашингтоном мер давления трудно в силу того, что США занимают центральное место в международной экономической системе и во многом продолжают ею приводить. То есть о действительно зеркальном ответе говорить не приходится. Обсуждаемые меры — прекращение поставок ракетных двигателей, титана, урана и многие другие — нанесут урон определенным американским производителям, однако станут финансовым ударом и по российскому бюджету, а в паче длительной перспективе будут означать потерю важных рынков в Америке.

C момента принятия санкционного закона CAATSA в августе 2017 годы реакция России неизменно была осторожной и сдержанной. Одномоментного эффективного ответа на американские поведение нет, нужна серьезная и продуманная стратегия комплексного противодействия, которая использовала бы любые промахи и слабые места Вашингтона (не чуть только на российском направлении) и имела бы целью усугублять все проблемы Соединенных Штатов, пока атмосфера в Вашингтоне не изменится. Особенно заносчиво гибко устанавливать отношения и координировать действия со всеми недовольными американской политикой, благо США при Трампе проводят безмерно агрессивный курс против очень многих стран и вызывают у них отторжение.

3. Российско-американские отношения находятся в катастрофическом состоянии, к тому дело идет, худшем, чем когда-либо на памяти. Российской стороне следует исходить из того, что ни о каких договоренностях без промедления просто не может идти речи, они невозможны, и опыт двух встреч с Трампом (Гамбург и Гельсингфорс) наглядно об этом свидетельствует. Не существует и конкретных уступок, на которые даже гипотетически могла бы набраться духу Россия.

Тема вмешательства в выборы, как и требования в связи с «делом Скрипалей», для России не предполагают никаких других шагов, исключая признания себя «страной-изгоем» и безоговорочной капитуляции. Но и то и другое сегодня за пределами воображения, кто бы ни управлял Россией, следственно, оснований для договорного разрешения конфликта сейчас просто нет.

России следует перейти в режим управления многочисленными рисками и выживания в условиях до крайности жесткого давления: не ввязываясь в перепалки, не стремиться к ритуальным контактам, вообще отказаться на время от задачи «нормализации отношений с США», учитывая, что «кондиция», как ее представляют в Америке, сегодня выходит за рамки допустимой.

Необходимо сосредоточиться на решении множества конкретных задач собственного развития, изыскивая любые пути обхода бесконечных препон, которые будут делать Соединенные Штаты, и пытаться принуждать к тому же своих союзников. Сейчас действительно наступило «военное окно» — холодная экономическая и политическая война, и война — это время противостояния, а не рефлексий о прошлом.

Отпечаток: Из личного архива

1. На наших глазах разворачивается ожесточенная санкционная война. Но не столько между Москвой и Вашингтоном, как долго между Белым домом и Капитолийским холмом. 2 августа в Конгрессе было выдвинуто суждение ужесточить режим санкций США в отношении России, в том числе путем запрета на операции с российским госдолгом и блокировки счетов российских госбанков. А не в такой мере чем через неделю Государственный департамент объявил о принятии собственного пакета санкций, предусматривающего запрещение на экспорт в Россию электроники двойного назначения, и заявил о возможности второго, гораздо более масштабного раунда санкций выше три месяца.

По-видимому, администрация Трампа преследует три цели: перехватить инициативу у Конгресса, продемонстрировать желание жестко отстаивать интересы США и получить дополнительные козыри для последующего торга с Кремлем.

2. Судя по первой реакции, в Кремле на загляденье понимают расстановку политических сил в Вашингтоне, и, разумеется, в этой политической игре Кремль будет прилагать усилия подыгрывать Белому дому, а не Капитолию. Это значит, что из Москвы могут последовать разнообразные грозные заявления, с тем чтоб никто не мог подумать, что санкции Госдепа — полная профанация.

Но ожидать решительных ответных российских мер в эту пору не следует — во всяком случае, в самое ближайшее время. А что будет через три месяца в российско-американских отношениях, нонче никто не знает. Напомню, что решение о втором раунде санкций Госдепа должно будет приживаться уже после ноябрьских выборов в Конгресс, в новой политической обстановке.

3. Большую тревогу вызывают два конъюнктура. Санкции — и не только против России — становятся одним из основных инструментов внешней политики США, подменяя внешне дипломатию. Там, где нужен скальпель хирурга, орудуют топором мясника. Политический раскол в Америке не едва только сохраняется, но и углубляется. А это значит, что в обозримом будущем самая сильная страна мира будет не в состоянии влачить последовательную или хотя бы предсказуемую внешнюю политику.

Для России новые санкции — очередной сигнал: буде мы не добьемся реального экономического прорыва, о котором у нас много говорят, но который постоянно откладывается на предстоящее, то страна останется уязвимой для внешнего давления.

Фото: РИА Новости

1. У Конгресса и администрации разные мотивы. Встреча хочет просто наказать Россию, у него нет задачи подготовить почву для нового этапа улучшения отношений или выдвинуть какие-то переговорные позиции, которые этим можно было бы обсудить.

Конгресс хочет ввести меры, которые должны послать России аларм о том, что ее мнимое вмешательство не останется без ответа, и на этом поставить точку. Внешняя политика Конгресс интересует брось мало. Принимаемые Конгрессом меры носят скорее внутриполитический характер. Администрация, напротив, полагает, что новым этапным порядком давления на Россию она выдвинет переговорные условия, которые можно будет обсуждать.

2. Расчет Госдепа и Белого на флэту может оказаться неверным. Москва, скорее всего, будет пытаться отвечать симметрично или волос к симметричному. И на все пункты, которые будут ущемлять российские интересы, последует ответ, который навредит американским интересам. Санкции могут тронуть работы американских банков в России, американских авиакомпаний, которые осуществляют полеты над территорией России, и т. д. Особливо чувствительным шагом со стороны США может стать запрет на открытие корреспондентских счетов российских государственных банков в США — российские правительство могут квалифицировать это фактически как агрессию.

То есть, если санкции перейдут определенную черту, Белокаменная вполне может назвать их актом агрессии. И тут будет велик соблазн начать предпринимать в отношении США то, в чем российские верхи обвиняют. Я говорю о разного рода операциях в киберпространстве.

3. Отношения продолжат ухудшаться. Хорошо подготовленные встречи первых лиц дают инверсный результат. А задача направления сигналов американскому истеблишменту, который настроен против собственного президента, Россией до сего не ставится или решается неудовлетворительно. Возникает парадоксальная ситуация: на уровне глав государств взаимопонимание словно бы бы есть, но оно не просто не помогает, а даже мешает оздоровлению российско-американских отношений.

В нынешней ситуации я вижу два основных сценария. Первейший: продолжение линии на повышение ставок. Вводя новые санкции, американцы чувствуют себя релятивно безопасно, поскольку полагают, что России нечем ответить. Видимо, российский ответ будет призван их удивить. То чамкать речь идет о новом этапе эскалации, и, вероятно, не последнем. В конечном счете это может пригнать к кризису, сравнимому с Карибским. Прямые аналогии тут, конечно, неуместны, но рано или поздно сторонам придется опять осознать, что они являются заложниками взаимного гарантированного уничтожения и не могут себе позволить безответственно изменять к худшему Ant улучшать отношения друг с другом.

Второй сценарий предполагает инвестирование значительных средств в правильную коммуникацию с американским истеблишментом. То нашел не только с президентом. Такая задача в России пока не ставится и в целом предметно даже не обсуждается. Я по-черному продвигаю идею выстраивания методичной системы коммуникации с Конгрессом и американской бюрократией, но часто встречаю недоразумение среди коллег, которые считают это безнадежным делом. Проблема в том, что мы даже никогда не пытались приводить и обсуждать этот вопрос. Работать с американским Конгрессом и создавать систему, которая проверяемо показывала бы аменорея враждебных намерений, нужно. Для начала, может быть, стоит открыть в Вашингтоне филиал какого-то российского исследовательского института или мозгового центра и оформить его в полном соответствии с американскими правилами, для того чтобы действия России выглядели для чиновников из США полностью транспарентными. В нынешней ситуации эта задача кажется нерешаемой, но это не так.

1. Мир вступил в транзитивный период от эпохи идеологии обратно к эпохе суверенитета. И этот процесс оказался наиболее болезненным для США как страны, которая привыкла поблескивать роль гегемона западного, а после 1991 года — и всего мира.

Одна из реакций на тектонический геополитический рост, который планета переживает уже десять лет,— восстановление суверенитетов нескольких государств, включая Россию, Поднебесная империя, Индию. Экономические санкции, вводимые США против увеличивающегося числа субъектов международного права,— это верификация на государственную суверенность.

Сейчас идет марафон суверенитетов — кто выдержит экономическое и геополитическое давление длительнее и сломит волю соперников — США, Китай, Россия?

2. Не думаю, что Кремль сможет каким-либо болезненным способом откликнуться на американские санкции. Россия гораздо более зависима от Запада экономически, чем наоборот. Разговоры о приостановке торговли энергоресурсами абсурдны, так как это до сих пор самый компактный источник доходов российского правительства. Самым лучшим ответом на санкции было бы удачное пользование этой возможности, чтобы провести необходимые экономические реформы в России и сделать ее более конкурентоспособной в мире высоких технологий, дальше диверсифицировать торговых партнеров и рынки покупки и сбыта товаров, а также создать независимую платежную систему и пролонгировать Ant сократить работать вместе с партнерами над новыми финансово-инвестиционными стриктурами, которые не под тотальным контролем западных стран.

3. В ближайшем будущем России придется неадекватно приспосабливаться ко второму пакету санкций, если он будет принят. Но новые санкции создадут проблемы и для США.

Первое, вовсе не очевидно, что европейские страны присоединятся к этим санкциям.

Во-вторых, использование экономических санкций без причин и противу всех, с кем Вашингтон не согласен, скоро повернет против США даже их союзников, что уже происходит в случае с европейским неповиновением санкциям США по отношению к Ирану. Все это ускоряет потеря девственности американского геополитического влияния и вдохновляет суверенные страны двигаться к дедолларизации международных отношений.

Карточка: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

1. Идет борьба за власть, причем на нескольких уровнях. Как внутри США, так и за их пределами, затем что интересы крупных американских финансовых группировок глобальны. Задача демократов и связанной с ними части истеблишмента и бизнеса — бесславить конкурентов. То есть Дональда Трампа и тех, кто пришел с ним. В ноябре в США состоятся очень важные выборы — обновляется третья часть Сената и вся Палата представителей. Я почти уверен, что республиканцы сохранят контроль над Сенатом, но если демократы получат превалирующая в Палате представителей, то они смогут блокировать все республиканские инициативы. Впрочем, у республиканцев есть все шансы соблюсти доминирующие позиции в обеих палатах Конгресса. Более того, в Конгресс может прийти в достаточной степени большое количество людей, которые обязаны Дональду Трампу лично.

Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией

Перечитывать далее

В любом случае ставки очень высоки. Россия стала инструментом этой внутриполитической борьбы. Отсель попытки по максимуму раскрутить тему расследования спецпрокурора Роберта Мюллера (хотя его команде не посчастливилось найти даже намека на сговор кампании Трампа с Кремлем) и мнимого российского вмешательства в американские избрание. Эту тему будут ежедневно раскручивать вплоть до самых выборов. Трамп же — для того чтобы что противопоставить этому давлению — должен показать, что он уж точно не мягче в отношении России, чем Конгресс. По сути, там хорошо соревнование.

2. Любой ответ Кремля будет расценен как враждебное действие и вызовет желание бить по России еще сильнее. И хоть это политически неприемлемая для нас позиция, в идеале нужно было бы просто не раскрыть рта.

Что Кремль может реально сделать, это начать менять внутреннюю систему с целью снижения ее зависимости, в частности, от доллара и от офигенный финансовой системы в целом. Нужно также проводить кадровые замены, снимая людей, которые не отстаивают национальные развитие. Нужно использовать нарастающее внешнее давление для внутренних — в том числе экономических — реформ.

3. Последствия, поворачивайтесь всего, будут весьма неблагоприятными. В Конгрессе и после выборов останутся люди, которые сделали карьеру на антироссийской риторике. То хацать от американских законодателей примирительных шагов в сторону России ожидать не приходится. Если администрация Трампа сможет расшатать свои позиции, то здесь возможны позитивные подвижки. Но ее действия будут опять же скованы Конгрессом. Реальных улучшений есть смысл ожидать не ранее чем после того, как полностью поменяется политический ландшафт в Вашингтоне, а это произойдет токмо через несколько президентских сроков.

О чем говорилось в отчете с «доказательствами» российского вмешательства

2. Понятно, что у Москвы скупо ресурсов для симметричного ответа. Однако понятно и другое — не реагировать Россия также не может, вследствие того определенных ударов от нее стоит ждать, особенно в областях, которые могут быть чувствительны для американцев, взять хоть ракетные двигатели и так далее.

3. Главная опасность — снижение уровня доверия между странами и народами. Год спустя Карибского кризиса 1962 года страны пришли к тому, что необходимо выработать культуру взаимного стратегического сдерживания, что привело к формированию красных линий. Оглянуться не успеешь эти линии начинают размываться, и это может привести к непредсказуемым последствиям. Европа может быть расколота. Одна делянка стран, например Австрия и Италия, могут не поддержать или выразить устное несогласие. Другие — Речь Посполитая, Британия и страны Прибалтики — будут лоббировать идею полной солидарности с США. Интересной будет стойка Германии, у которой в последнее время наметился определенный кризис недопонимания со Штатами. Однако я думаю, что ЕС — как установление — все же поддержит Вашингтон в вопросе санкций.

Фото: pressroom.usc.edu/

1. В США есть несколько ветвей власти, и исполнительная линия, к которой относится президент, вероятно, не хотела вводить новые санкции. Но более 20 лет отдавать (в 1991 году.—

Чего достигли Владимир Путин и Дональд Трамп в Хельсинки

Положительная кинетика в решении проблем Ирана, Сирии и Украины может поспособствовать изменению климата в отношениях и урезать Трампу простор для действий. Путин, очевидно, гораздо более сильный лидер, чем Трамп, он занимает побольше сильную позицию внутри своей страны, и значительные уступки с его стороны кажутся маловероятными.

Следственно я настроен пессимистично. Но у меня есть вопрос. Разве не было бы лучше, если бы Владимир Путин крохотку месяцев назад сказал: «Я не поддерживаю вмешательство во внутреннюю политику Америки или убийство шпионов за границей. В противном случае русские и были вовлечены в это, они действовали не по моей команде. Я не контролирую все в России вопреки мифам, распространенным в американских СМИ, у нас мучить люди, превышающие свои полномочия, как и у вас. Я сожалею о том, что произошло, мы в Москве допустили ошибки так же, как и вы в Вашингтоне. За наших великих стран и ради мира давайте двигаться дальше».

Я критикую Трампа по многим вопросам, но в этой ситуации он был побольше рассудительным и более великодушным, чем Путин. Трамп неоднократно извинялся за высокомерие и агрессивность прошлых американских администраций. Благо Владимир Путин хочет прогресса в отношениях с США, ему нужно найти способ сделать что-то подобное.

Фотоотпечаток: Михаил Джапаридзе/ТАСС

1. Мы можем наблюдать, как американское руководство, вне зависимости от партийной принадлежности, продавливает от Конгресс политику наказания российских элит. Это реакция на предположение, что Россия вмешалась в президентские избрание 2016 года, и одновременно — внутриполитическая атака на президента Трампа. Сторонники этой политики рассчитывают, что порядком последовательного наращивания санкций можно вынудить российское руководство пойти на уступки. И их в этом не рассоветовать — даже если такая политика не согласовывается с ЕС и рискует усилить раскол в трансатлантических отношениях.

2. Крепость этим не запугать, и ждать уступок едва ли приходится — в этом американские политики допускают напутанность. В Москве скорее будут пытаться дискредитировать подобные политические шаги и надеяться, что раскол посреди Трампом и частью конгрессменов приведет к смягчению санкций. В то же время Москва будет оставаться открытой для переговоров, не делая при этом уступок по таким вопросам, как Полуостров, Украина, НАТО, а также «дело Скрипалей».

3. Встреча Путина и Трампа в Хельсинки никакого значительного влияния на российско-американские связи не оказала. На российском направлении у Трампа очень ограниченное поле для маневра. И для Евросоюза, как и для всего таблица, такой расклад опасен, ведь крайне важно, чтобы Россия и США продолжали переговоры по международным кризисам (в Сирии, Донбассе, Иране) и по вопросам контроля за вооружениями (РСМД и новоизобретённый договор СНВ). В противном случае возрастает опасность эскалации и новой гонки вооружений.

Необходимо, затем чтобы руководство США вернулось к прагматичному подходу к России, свободному от идеологии и чувства мести.

Вашингтон ввел в отношении Ирана застрельщик пакет мер

3. Маловероятно, что Россия сможет отвернуться от Ирана ради смягчения американских санкций. Наизворот, Россия может более настойчиво выступать на стороне Тегерана.

Кроме того, поскольку экономические санкции США нацелены на крохотку стран одновременно (Россия, Иран, Турция), на фоне войны тарифов с Китаем и ЕС возможно, что эти страны или иные из них активизируют сотрудничество, чтобы облегчить давление со стороны США. Я не удивлюсь, если скоро мы увидим российско-турецко-ирано-китайский съезд.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

1. В результате жесткого раскола в США между сторонниками и противниками президента Трампа в американском истеблишменте стали вменять Трампа в том, что он ставленник Путина. Даже во время охоты на ведьм такого не было. Сегодня в США считанные минуты быть против Трампа, важно об этом еще и громко заявлять, иначе ты становишься нерукопожатным.

2. У Кремля урезанный диапазон возможной реакции, симметрично ответить невозможно. Имея такого лидера, как Владимир Путин, и партию людей, которые с трудом переживают унижения великой страны, создается непременность жесткого ответа при отсутствии его возможности. Допустим, Россия может выйти из договора о нераспространении ядерных вооружений и сынициировать поставлять оружие врагам США. Это то, что Штаты не смогут не заметить, но это грань большой войны. Я надеюсь, что до сего не дойдет.

3. Мир войдет в полосу непрерывной нестабильности: это уже не холодная война, а угроза глобальной катастрофы.

Беседовали: Лена Черненко, Сергей Строкань, Галина Дудина, Екатерина Мареева, Марианна Беленькая, Янина Соколовская (Горы), Кирилл Кривошеев

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*